skip to Main Content

Александр Невский от Салавата Щербакова

Серия публикаций №4 2023

В начале июля состоялось торжественное открытие памятника Александру Невскому в Алматы. Монумент установили на территории названного в его честь собора в Турксибском районе. Автор памятника – российский скульптор Салават Щербаков.

Отлитая в бронзе фигура князя Александра с чудотворной Феодоровской иконой Царицы Небесной в руках изображает его как молитвенника пред Богом, хранителя веры, защитника страждущих, провозвестника мира и единства между народами. История свидетельствует, что, путешествуя в столицу монгольской империи Каракорум, он неоднократно посещал Великую степь и те места, где ныне стоит город Алматы.

Хорошо известны такие произведения Салавата Щербакова, как памятник «Прощание славянки» на площади Белорусского вокзала столицы, памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади на фоне Московского Кремля, памятники императору Александру I и священномученику Гермогену, патриарху Московскому и всея Руси, в Александровском саду, монументы «Вежливым людям» в Симферополе, Александру III в Новосибирске. Привести полный список не позволяют размеры журнальной публикации. Но нашим читателям, без сомнения, ближе всего скульптурный комплекс, посвящённый основателям самбо Василию Ощепкову, Виктору Спиридонову, Анатолию Харлампиеву в Лужниках, рядом с Малой спортивной ареной. И неудивительно, что именно проект Щербакова – многофигурная скульптурная композиция, украшенная по основанию рельефами эпизодов борцовских схваток – победил на Всероссийском и международном конкурсе-отборе. Ведь Салават Александрович сам отличный самбист – кандидат в мастера спорта, победитель первенства Москвы среди юношей, призёр молодёжного чемпионата, медалист всесоюзных студенческих соревнований ЦС «Буревестник».

– Самбо очень помогло в моём становлении как скульптора, – вспоминает художник. – Ощущения, которые испытываешь в борьбе, когда мышечное напряжение переходит из одной части тела в другую, когда нужно правильно сработать руками, подвести свой центр тяжести под центр тяжести сопротивляющегося соперника, дали возможность лучше понять пластические законы ваяния, которые необходимы при лепке человеческих форм, помогли прочувствовать динамику усилий в статике скульптуры, трёхмерность пространства.

Александр Невский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top