skip to Main Content

Остап Стужев и его «Правила Мерджа»

Серия публикаций №1 2023

В конце года в литературной жизни Москвы произошло интересное событие. В декабре вышел в свет авантюрный криминальный роман «Правила Мерджа», и уже через три недели магазинам понадобился дополнительный тираж.  Автор литературной сенсации – Остап Стужев. Это псевдоним, взятый автором по старому названию улицы в районе Патриарших прудов, где он жил до 2004 года и прописан до сих пор.  Настоящее имя и фамилия – Зотчик Иван Николаевич.

Действие книги происходит в 2010 году, также затрагивает последние годы существования СССР. Вместе с главным героем вы побываете в Колумбии, Швейцарии, Венесуэле, во Франции, в других странах, где будут разворачиваться события.

Вполне удачливый бизнесмен Рома Чекарь волею случая становится участником рискованной авантюры. В найденных полотнах национального музея Прадо, потерянных много лет назад, заинтересованы самые влиятельные люди России, и судьба шедевров решается разными способами, не всегда законными и с юридической, и с моральной точек зрения.

Это именно тот детектив, в котором лихо закручена интрига, поступки персонажей решительны и непредсказуемы, а развязку трудно предугадать. В нем много интересных психологических аспектов о сложных чувствах, о том, как думают, почему принимают те или иные решения люди, добившиеся всеми желанного успеха.

 В рамках презентационных мероприятий на 58- м этаже башни «Империя» прошла интеллектуальная вечеринка по мотивам шпионского must-read «Правила Мерджа».

Здесь под руководством обладателя «Хрустальной Совы», знатока клуба «Что? Где? Когда?» Бориса Белозерова собрались десятки поклонников современных детективов, прошла игра, в которой сразились журналисты, молодые политики, представители бизнеса. После чего гости отпраздновали выход романа «Правила Мерджа» и получили уникальные автографы загадочного Остапа Стужева.

На вечеринке были замечены выдающиеся ветераны-дзюдоисты: Андрей Цупаченко, Виктор Астахов, Михаил Илинич, Александр Кулеш, Виктор Магера. Мы поняли – автор из «наших» и постарались познакомиться и пообщаться с ним.

– Иван Николаевич, можете рассказать, как Вы пришли в спорт, кто помог сделать первые шаги в борьбе, на кого Вы старались равняться?

– Охотно. Среди подростков тогда постоянно шли споры, кто победит: боксер или самбист. Выслушивая мнения дворовых экспертов, я склонялся к самбо. Сейчас это забылось, но в те года совсем не просто было записаться в секцию. Приехав на стадион «Динамо», я увидел возле девятого подъезда толпу подростков, человек 500, не меньше. Надо было пройти испытания. Все перечислять я не стану. Был зачислен. Первым тренером у меня был Николай Яковлевич Смирнов, очень хороший человек. Вспоминая о нем, я уже в старшем возрасте понял, что, уделяя большее внимание развитию морально-волевых качеств, чем непосредственно технике, он создавал у своих воспитанников стержень, на котором будут держаться их победы – и не только в спорте.  Зал дзюдо московского «Динамо» в те годы представлял собой феноменальное место за счет огромного балкона. Если приехать чуть пораньше и занять место на балконе,  с него можно было наблюдать за тренировками мастеров. Нам, откровенно говоря, повезло. Можно было подсмотреть, как готовились к соревнованиям такие асы, как Владимир Астахов, Сергей Силуянов, Кирилл Ионов и многие другие. Именно у Володи Астахова я «срисовал» бросок через спину, который принес мне не одну победу. После Олимпиады-80 старшим тренером назначили Андрея Цюпаченко и движение вперед к мастерству пошло семимильными шагами.  

– Сейчас появилось гораздо больше единоборств, чем тогда, когда друзья повлияли на Ваш выбор. Что Вы думаете по этому поводу?

– Перефразируя слова Владимира Маяковского «Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно?»  скажу так: если выбирать праздность или занятие спортом – выбирайте спорт. Однако я убежден, что дзюдо позволяет с ранних лет освоить двигательные навыки так, как ни одно из пришедших после него единоборств. Дзигоро Кано был, как известно, не только членом Олимпийского комитета, но и министром внутренних дел Японии. Перед ним стояла задача так выстроить тренировочный и соревновательный процесс сотрудников полиции, чтобы на следующий день они не сидели в очереди к травматологу за больничным листом, а стояли на перекрестках, регулируя движение и приглядывая за порядком. В итоге мировая культура получила вид спорта, позволяющий без последствий для здоровья годами оттачивать мощнейшее средство защиты и нападения. Согласитесь, нет никакой возможности тренировать тычок в глаз! Ну раз вы ткнете, а потом? Где искать следующего простака, который согласится быть вашим спарринг-партнером? Имитация и всякая бесконтактная чепуха – это балет. Занятия  дзюдо позволят развить не только навыки правильного движения, но и  рефлекс сложной реакции выбора, осуществляемый нашим подсознанием за считаные доли секунды. Тысячи и тысячи повторений тренировочных и соревновательных схваток –  это единственный правильный путь.  Убрав из арсенала джиу-джитсу травмоопасные приемы и создав дзюдо, Дзигоро Кано совершил открытие, которое трудно переоценить.

– Сейчас активно развивается ветеранское движение, проводятся соревнования разного уровня среди мастеров. Как Вы к этому относитесь, не собираетесь сами принимать участие?

– И да и нет. Я поддерживаю форму и иногда выхожу на татами побороться в партере. Моими друзьями стали мастера спорта международного класса СССР, чемпионы мира среди мастеров Михаил Ильинич и Виктор Магера. О каждом из них можно рассказывать часами, и все равно не хватит времени. Что касается меня, признаюсь, что на соревнования сил уже не осталось. Закончив РГУФК и получив диплом тренера-преподавателя по борьбе, я много занимался дзюдо со своими сыновьями, стараясь вырастить из них мужчин. Все трое офицеры, сейчас в России, и я горжусь этим.

Жизнь не стоит на месте. Вот уже и внуки примерили самбовки и пошли в зал. С сентября прошлого года оба они занимаются в муниципальном автономном учреждении г. Реутова, которое носит имя олимпийского чемпиона Владимира Невзорова.  К слову, с выбором, куда им идти тренироваться, помог Михаил Илинич.   Совсем недавно они выступали на своих первых соревнованиях. В подмосковной Балашихе прошло седьмое открытое первенство Школы боевых искусств Дмитрия Яковлева по самбо, и оба оказались в «призах». Значит, их тренер Алишер Исраилов  свое дело знает! Пожелаем всем его воспитанникам дальнейших побед на ковре и в жизни.

– Критики спорят до сих пор, к какому жанру отнести Вашу книгу. Детективная сага, политический триллер, новый русский роман – это далеко не все определения, даваемые вашему произведению.   Бондиана, наслаждение жизнью, тайны, любовная линия, повороты и коллизии – какой элемент и прием для Вас главный?

– Главный элемент зашифрован в названии. Мердж (merging) – в самом широком смысле это слово означает «слияние». Читая мое произведение, вы наверняка обратите внимание, насколько нетривиальны обстоятельства знакомства персонажей. Романтической линии взаимоотношений я уделял много внимания, и это было непросто.  Многие из прочитавших книгу друзей недовольны обилием роскоши, ее описанием и «возведением в абсолют». Мое мнение по этому вопросу прямо противоположное. Стремление жить красиво требует не меньше нравственных усилий, чем жить, не нарушая моральных устоев, принятых в обществе.

 Книга задумывалась, скорее, как повесть о первой любви, которую удалось не потерять. Схватка за контроль над прибыльным активом планировалась общим фоном. Ужаснувшись банальностью происходящего, подолгу искал выход из положения, думаю, это мне удалось. С определением жанра сейчас идут споры, многие из версий мне откровенно льстят. Предлагаю дождаться более широкой реакции публики

– Наших читателей, наверное, больше всего заинтересует, как и почему Вы уделяете столько места описанию борьбы и один из ваших героев в смертельной схватке именно борцовским приемом решает исход поединка?

– Знаете, в предисловии к книге написано, что события вымышлены. Это действительно так.  Однако имена, которые носят персонажи, иногда совпадают с именами тех людей, которые прошли через мою жизнь.  Например,  дагестанец Магомед-Алиев. Отличный парень, он действительно умел бороться. Его история дальше – чистый вымысел, а вот отступление про возможность заработать на восточной свадьбе, победив красивым броском соперника – это правда. Мне много раз рассказывал эту историю тренер Андрей Алексеевич Цюпаченко. Это человек-легенда в мире дзюдо, и нет необходимости его представлять. Все записано с его слов и является чистой правдой.

– Расскажите еще немного о своей книге. Почему для одного из центральных персонажей в качестве вида спорта, частично объясняющего источник его могущества, Вы выбрали тяжелую атлетику?

– Скорее всего, это влияние Юрия Петровича Власова, не только великого штангиста, но и очень талантливого писателя. Его книги привели в спорт не одно поколение мальчишек.  Такие рассказы, как «Выстоять», «Коммивояжер Бернс», автобиографическая повесть «Справедливость Силы» чаще лежат раскрытыми на моем письменном столе, чем пылятся на книжной полке. Знаете, в чем справедливость любого физического качества, не только силы, конечно? Его нельзя украсть, не возьмешь взаймы. Режим, тренировки и так – долгие годы спортивной карьеры. Сейчас стало модно много говорить о генетике. Было бы глупо спорить с очевидностью. В том, что я не бегемот или  лягушка, моей заслуги нет совсем. Все предопределено папой и мамой. А дальше надо что-то делать самому, не растирая слезы по щекам и не причитая про загадочную генетику. Сила духа,  божественная искра, заложенная в нас Создателем, гораздо важнее всего остального. Ее разжигают до небес спортивные литераторы, такие, как Юрий Власов, Лев Кассиль, Игорь Фесуненков и многие другие. Они, бесспорно, заслуживают не только уважения и признания, но и большего. Думаю, было бы неплохо, если бы молодежь знакомилась с их произведениями уже в рамках школьной программы.

 Спасибо за внимание! Читайте «Правила Мерджа»’ Остапа Стужева. Всем побед в жизни и на татами.

Справка:
Зотчик Иван Николаевич, родился 18 октября 1963 года. Вместе с общеобразовательной школой окончил физико-математическую заочную школу при МФТИ в Долгопрудном. 
Дзюдо занимался с 1979 года в московском «Динамо». Был призёром МГС «Динамо» по самбо и по дзюдо. Боролся на ЦС «Динамо», на первенствах и чемпионатах Москвы.
С 1982 по 1984 год – служба в армии, в спортроте 6549. Выступал на чемпионате Дивизии, чемпионате Внутренних войск. Норматив «мастера спорта» выполнил на турнире в Тамбове.
 В 2005 году закончил Государственный центральный Ордена Ленина институт физической культуры, получив специальность «тренер-преподаватель по борьбе».
Трудовую деятельность начал еще до службы в армии и продолжил ее на Пресненском машиностроительном заводе, откуда переводом ушел в Краснопресненский райком комсомола в Отдел спортивной и оборонно-массовой работы, который возглавил в 1987 году. После 1991 года занимался бизнесом и был одним из учредителей и вице-президентом Первого концерна безопасности “ПФЗ РОДОН” . В настоящее время активного бизнеса не ведет, изредка дает частные консультации по теме M&A (merdgers and acquisitions) (слияния и поглощения).             
Свободное время предпочитает проводить со своей семьей. Иван Николаевич женат, у него три взрослых сына. В круг его интересов входят занятия спортом. На тренировках выполняет норматив мастера спорта по жиму лежа до 100 кг.  Увлекается мотокроссом, иногда выезжает на трек на своем спорт-байке.
За последние годы много путешествовал по Европе и Америке. Свободно разговаривает и пишет на испанском, французском и английском. Книга «Правила мерджа» является творческим дебютом.  У автора есть литературные планы на будущее.

Максим Замшев, председатель правления Московской городской организации «Союз писателей России», главный редактор «Литературной газеты»:

– У этого романа длинное дыхание. В нём нет ни капли начётничества, попыток нагнать объём за счёт чего-то не сильно нужного для общей структуры. Напротив, автор двигается быстро, подобно спортивному автомобилю, сюжетные ходы, хронологическая асимметрия порой головокружительны и создают нужный градус напряжения… Я уже упоминал о подробностях. И упоминал не случайно. Они не только упоительны для автора, они прекрасно характеризуют время романа, героев, их нравы. То есть они не случайны, всякое их появление логично, продуманно. Они комментируют характеры, расширяют представление о них. В литературе человек лучше всего характеризуется через косвенные признаки, это добавляет убедительности. Остап Стужев данным приёмом владеет уверенно, использует его ровно в той пропорции, что прописана хорошим вкусом и литературной интуицией.

Иван Волосюк, «Московский Комсомолец»:

– Получилась ли у Стужева эффектная, держащая в напряжении до последнего история Романа Чекаря, который, занимаясь слияниями и поглощениями, оказался в водовороте событий и страстей? Позволю себе спойлер: да, получилась. Спойлер – это будет единственным, потому что книгу Стужева нужно не пересказывать, а читать. Что уже делают очень и очень многие, особенно в столице, где новинку обсуждают блогеры, спорят о ней в престижных кафе и проводят презентации в VIP-локациях.

Валерий Шабашов, телеграм-канал Books & Reviews:

– «Правила Мёрджа» приоткрывают завесы больших тайн, которые крепко хранят разные группы и кланы в нашей стране. Как они между собой контактируют, конфликтуют и в конечном итоге договариваются? Что послужило причиной многолетней дружбы лидеров этих групп или, наоборот, смертельной вражды? Это всё очень нетривиальные вещи, отличные от того, что герои вместе ходили в один детский сад, школу и так далее. Жизнь подкидывает такое, о чем и не подумаешь. Многое, описанное в книге «Правила Мерджа», кажется на первый взгляд ошеломляющим.

Остап Стужев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top