Анна Харитонова: «Психология – это мое!»
- 1.Дзюдо – залог долголетия
- 2.Памяти наставника
- 3.Валерий Востриков: «Уж очень много условностей появилось в современном дзюдо»
- 4.Синдром Иуды в развитии общества
- 5.Здоровье прекрасной половины
- 6.№ 2019.04
- 7.Анна Харитонова: «Психология – это мое!»
Заслуженный мастер спорта России по самбо, мастер спорта России международного класса по дзюдо, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I-й и II-й степени, кавалер медали «За воинскую доблесть» II-й степени. Капитан ВС РФ, тренер команды ЦСКА по дзюдо, самбо и тхэквондо, спортивный психолог, без пяти минут кандидат наук. И это всё – про Аню Харитонову. Столь впечатляющих успехов Анна достигла, совмещая учебу и ежедневные тренировки, постоянные поездки на сборы, участие в бесконечных соревнованиях.
– Аня, расскажите, как Вы пришли в дзюдо?
– Мне еще не было десяти лет, когда неподалеку от дома открылся спортивный клуб «Лидер». Там была и секция дзюдо и самбо. Я стала ходить туда на тренировки вслед за братом. Родители сначала были против, потом решили, что, мол, мне самой через пару месяцев все это надоест. Но, как видите, не надоело!
И так до восьмого класса: утром занятия в школе, приходила домой и за 15 минут делала уроки, при этом быстро ела и бежала на тренировку. А в выходные всегда были соревнования. На гулянки с друзьями времени не оставалось, но мне и не хотелось. Хотелось достичь успеха в спорте!
Первые соревнования доставили большое удовольствие: во-первых, удалось одолеть нескольких мальчиков, во-вторых — победить в финале соперника, который до этого выиграл у моего брата.
Моим первым наставником был заслуженный тренер России Михаил Подвойский. Он считал, что не должно быть никаких преград к победе, надо верить, что ты — лучшая. Михаил Степанович помогал мне в трудных ситуациях и всегда поддерживал. Даже когда он передал меня другому тренеру, всегда звонил и давал наставления. Увы, этого замечательного человека сейчас нет в живых…
– С учебой проблем не было?
– Нет. Даже успевала в школе ходить на факультатив по математике повышенной сложности и по труду (кройка, шитье и вязание), в то время мне это было очень интересно, активно участвовала во всех школьных КВН. Ну а с восьмого класса я перешла в училище олимпийского резерва, там очень удобная система совмещения учебы и тренировок. Училище находилось на другом конце Москвы, до него надо было ехать два часа. Поэтому первый год я жила в общежитии при училище, ну а дорога на тренировку все равно занимала около часа в одну сторону. Учебу я сразу подтянула, за год вышли всего три четверки, остальные пятерки. Ну а в девятом классе решила жить дома, и на дорогу дом-учеба-тренировка и опять дом уходило больше пяти часов. За это время в дороге перечитала множество книг и девятый класс закончила на одни пятерки.
Потом начались тренировки со сборной командой, учиться продолжала, но уже чуть с меньшим усердием. Закончила школу, в принципе очень хорошо, без троек.
– Аня, в своей спортивной карьере Вы на самом высоком уровне выступали в двух видах единоборств: самбо и дзюдо. В чем видите различие между дзюдо и самбо? Можно ли заниматься тем и другим, помогает это или мешает?
– Чем отличается дзюдо от самбо, думаю, расписывать не надо, все и так знают. Два вида борьбы имеют разный рисунок схваток, но практически одинаковый арсенал приемов, хотя из-за постоянного изменения правил в дзюдо эти единоборства становятся совсем не похожими. В то время как один вид борьбы имеет более силовую манеру, в другом делается упор на технику и пластику. Очень много примеров, когда чемпионы и призеры мира по самбо становились олимпийскими чемпионами по дзюдо. Также немало спортсменов, которые в один год выигрывали два чемпионата России: один по самбо, другой по дзюдо. Для многих не важно, в каком виде спорта выступать, главное – побеждать и идти к своей цели.
– Что для Вас семья?
– Семья – это самое ценное, чем я дорожу. Моя семья – это мой муж и родители. Наши отношения строятся на любви, заботе и уважении друг к другу.
– С весом себя приходилось как-то ограничивать?
– Не скажу, что мне прямо-таки силой приходится в чем-то себя ограничивать. Мне нравится и приготовить что-нибудь вкусненькое, и хорошо поесть. Но каких-то особых проблем это не доставляет. На мои стандартные 54 килограмма гастрономические изыски никак не влияют. Да, пару кило перед соревнованиями приходится «сгонять». Но это совершенно нормальная практика для борцов. Я не большая поклонница кондитерских изделий. Иногда, правда, могу «подсесть» на шоколад. А как наемся вдоволь, на какое-то время становлюсь к нему равнодушной.
– Когда проявился интерес к психологии?
– Не буду лукавить и рассказывать, что с детства мечтала стать психологом. Ничего такого не было, да и не ценилась раньше профессия психолога так, как сейчас. Так что на соответствующий факультет я поступала, как говорится, не по зову сердца, а скорее наобум. Но, к счастью, за годы учебы мое отношение к выбранной специальности радикально поменялось – разумеется, в лучшую сторону. И сегодня я понимаю: психология – это мое!
– С психологией более или менее понятно… Расскажите о предпочтениях в музыке, литературе. Есть ли ещё какие-то увлечения, кроме борьбы и психологии?
– В музыке я предпочитаю наш русский панк-рок, такие группы, как «Тараканы», F.P.G., «НАИВ» и другие. Нравится все – и тексты, и подбор музыки… А на живых концертах – еще и мощный драйв. Хожу почти на все концерты любимых групп, езжу на рок-фесты, такие как «Нашествие» и «Доброфест». Играю на электрогитаре.
Знаете, за годы учебы в вузе моими настольными книгами стали учебники по психологии, психотерапии. На чтение художественной литературы времени совсем не оставалось. То же самое происходит и сейчас: собираю материал для кандидатской, поэтому только и делаю, что перелопачиваю горы специальной литературы.
Одно время я всерьез интересовалась эпохой Юлия Цезаря, даже хотела после школы поступать на исторический факультет. Потом передумала, хотя интерес к Древнему Риму сохранился. Кстати, тогда же я прочитала свою первую историческую книгу – роман Джованьоли «Спартак». Впечатление было неизгладимым! А чтобы усилить его, с огромным удовольствием посмотрела одноименный фильм с Кирком Дугласом. В последнее время увлеклась романами Стивена Кинга.
– Что подтолкнуло заниматься наукой?
– Серьезное отношение к психологии появилось после того, как я попала в сильную стрессовую ситуацию, итогом которой стал проигрыш Олимпийских игр 2008 года. Тогда и пришло разочарование в результате несбывшихся ожиданий и понимание того, что нужно развивать не только физические и технико-тактические качества, но и психологические. Но в тот раз лень не позволила мне проработать собственные ошибки, и я их просто вытеснила.
В 2011 году в рамках магистерской диссертации мной была написана работа по психологии – о том, как с помощью когнитивно-поведенческой терапии мы смогли поднять мотивацию достижений у спортсменов. В ходе исследования было выявлено, что наши дисфункциональные мысли могут влиять на исход поединка и соревнований. Много раз можно было наблюдать за тем, что спортсмен, ведя схватку, не может удержать преимущество и проигрывает. За четыре-пять минут борьбы в нашей голове пролетает множество автоматических мыслей, которые мы не всегда замечаем и отслеживаем. И если спортсмена научить корректировать свои мысли и менять установки, влияющие на поведение, то можно не только поднять самооценку и усилить мотивацию, но и повысить результативность деятельности.
– Какие планы и темы дальнейшей работы?
– Сейчас я готовлюсь к предзащите кандидатской диссертации, которую уже написала, но возникли организационные проблемы, из-за которых пока не могу выйти на предзащиту. Надеюсь, это вопрос времени и скоро защищусь. Тема работы: «Личностный потенциал спортсменов как фактор преодоления психических перенапряжений в стрессовой ситуации». В исследовании приняли участие действующие спортсмены женской национальной сборной команды России по дзюдо, самбо и женской вольной борьбе. В работе мы отразили, как личностный потенциал спортсменок влияет на качество преодоления психических перенапряжений. Личностный потенциал рассматривается как личностные психологические ресурсы, способствующие повышению устойчивости к стрессу и преодолению перенапряжений.
На основе исследования нами разработана тренинговая программа для психологической профилактики и помощи спортсменам. Цель данного тренинга – раскрыть и развить личностные способности спортсменов и помочь справиться с психическими перенапряжениями и стрессовыми ситуациями.
– У меня складывается впечатление, что современная спортивная наука как-то далека от реальных проблем спорта. Надеемся, Ваши работы будут более прикладными и принесут реальную помощь спортсменам и тренерам. Когда увидим их в нашем журнале?
– На самом деле сейчас очень много интересной литературы по психологии спорта, но очень тяжело найти хорошего спортивного психолога, который не только знает теорию, но и сам проходил через все трудности спортивной жизни. Спортивный психолог должен уметь не только диагностировать, но и оказывать терапевтическую помощь. Думаю, когда моя научная работа пройдёт апробацию, то можно будет внедрять в спорт разработанные мной тренинг-программы. А если вы готовы печатать мои работы в журнале «Мир дзюдо», то можно попробовать. Только надо понять, что именно будет интересно и как это преподнести. Потому что написать статью для журнала ВАК – это одно, а для широкого круга читателей – совсем другое.