Александр Волос
Улица, улица, улица широкая,
Отчего ж ты, улица стала кривобокая?..
(русская народная песня)
В своих интервью я беседую с людьми, которых считаю созидателями. Место под солнцем они занимают не «по звонку сверху», а за счет своего упорства и создания системы или за счет выборов, настоящих выборов, в которых происходит работа с электоратом, а не просто «подарок». Важно создать, но еще важнее передать свое дело в надежные руки. Почему, например, футбол в Германии на протяжении десятилетий входит в мировую элиту? Потому, что все придерживаются системы: главный тренер берет себе помощника, который через четыре-шесть лет займет его место и так далее. Новый тренер не ломает систему подготовки, а только слегка корректирует ее. Потому и нет проблемы с вратарями, защитниками, нападающими. Если существует «слабое звено» – к примеру, возраст игрока, долго играющего в сборной, то на это место из молодежной сборной заранее готовится замена, берут двух-трех спортсменов и натаскивают. То есть готовят игрока под будущую концепцию развития мирового футбола.
Сегодня на мои вопросы отвечает Человек с большой буквы, гражданин, семьянин, мой соратник не только в мире дзюдо, но и в жизни – Александр Николаевич Волос.
— Расскажите кратко о себе.
— Александр Николаевич Волос, город Дзержинский Московской области, старший тренер СШОР «Союз» по дзюдо и самбо, ЗТР.
— Как Вы пришли в дзюдо?
— Поступил после школы в Московский химико-технологический институт, стал заниматься самбо, выполнил норматив мастера спорта, по распределению попал в поселок Дзержинский, работал на химическом производстве. Ни самбо, ни дзюдо не было в поселке, продолжать тренировки возможности не было, начал тренировать мальчишек . Открыл секцию, затем клуб, затем детско-юношескую спортивную школу, оставил работу инженера, перешел тренером, построили новое здание , ну и пошло-поехало…
— Жалеете ли Вы, что Ваша жизнь связана с дзюдо, а не с другой деятельностью?
— Иногда жалко, что бросил химию, особенно когда что-то не очень получается.
— Кто для вас кумир в мире дзюдо – спортсмен, тренер, функционер? Или такого нет?
— Относительно кумиров – как-то нет. Это не мое.
— Что не нравится в современном дзюдо, и что Вам хотелось бы изменить?
— Изменение правил, безусловно, необходимо. Вопрос только в том, чтобы они шли на пользу дзюдо.
— В 21-м веке началась череда изменения правил в дзюдо. Выигрывает или проигрывает зрелищность дзюдо от этих изменений?
Уменьшение вариативности атакующей техники приводит к однообразию борьбы, облегчает защитные действия, эффективность и зрелищность вида со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вторая проблема – отстранение личных тренеров от работы со спортсменами в сборной. Выходят в лидеры только практически уже готовые и яркие спортсмены, а второй эшелон не готовится, хотя он тренируется и выдернут из домашнего коллектива, что уменьшает возможность подготовки на местах новых спортсменов. Схема работы предыдущих тренеров сборной была эффективней, быстрее шел рост мастерства тренеров, участвуют в работе сборной команды.
— Насколько далеко ушло современное дзюдо от традиционного, где во главу угла ставилось воспитание, патриотизм и только потом – техника?
— Спорт превратился в сферу деятельности и проявление патриотизма возможно лишь при условии, что тебя заметили в сборной команде. В противном случае спортсмен, отдавший жизнь своему делу, естественно, будет искать место приложения своих способностей.
— На Ваш взгляд, с какого возраста надо начинать заниматься дзюдо и как должна строиться работа по годам обучения?
— Нынешняя схема правильная. Начинать необходимо как можно раньше, в противном случае перспективные дети уйдут в другие виды спорта, здесь просто нет выбора. Работа же по годам должна строиться в соответствии с законами развития ребенка с уклоном на развитие технических навыков, позволяющих более полно реализовать возможности спортсмена.
— Как Вы думаете, стоит ли посылать ребенка одного учиться в академию спорта или спортивный интернат за границу? Если да, то с какого возраста? Если нет, то какая существует альтернатива развития ребенка в нашей стране на уровне секций, центра олимпийской подготовки, юношеской сборной страны?
— Результат ребенка зависит от его способностей, профессионализма тренера и здравого смысла родителей. Уезжать за границу, если есть возможность успешно работать дома, никто не будет. Уедут в случае непрофессионализма тренера или чрезмерных амбиций родителей. А вот разрыв между сборной командой и массой занимающихся дзюдо необходимо сокращать и заполнять.
— Можно ли воспитать патриота в профессиональном спорте? И что можно противопоставить « золотому тельцу»?
— Золотому тельцу необходимо противопоставить достойную систему финансирования и заработной платы. Это касается не только спортивной элиты. Без наличия большого количества регулярно тренирующихся борцов достаточно высокого уровня подготовить новых дзюдоистов сложно. Необходима система, позволяющая удерживать в спортивных школах тренирующихся мастеров для передачи умения молодым. Ликвидация в школах штатов спортсменов-инструкторов парализуют положительную инерцию подготовки спортсменов.
— Почему в современных спортивных залах дзюдо не всегда можно увидеть портрет основателя дзюдо Дзигоро Кано и кому это мешает?
— Что касается Дзигоро Кано, то уважение к предшественникам – это показатель воспитания и культуры.
— Как Вы думаете, почему сумо не включено в программу Олимпийских игр 2020 года, которые пройдут в Японии?
— Вопросы сумо – это не сфера моих интересов.
— Учитывая непредсказуемость процессов, происходящих в олимпийском движении, имеет ли смысл стремиться включить самбо в олимпийскую программу?
— Относительно самбо – безусловно, необходимо стремиться. А непредсказуемость – это вообще один из основных постулатов жизни. Нужно делать то, что считаешь важным, а не прикрываться неизвестным будущим. В любом случае необходимо сотрудничество с международными спортивными организациями.