skip to Main Content

Аркадий Ротенберг: «Надо больше внимания уделять детскому спорту»

Серия публикаций №2 2016

На какой стадии развития сегодня в России находится дзюдо? Какие шаги нужно предпринять в дальнейшем? Об этом рассказал президент и основатель Международного фонда развития дзюдо Аркадий Ротенберг.

Аркадий Ротенберг
Аркадий Ротенберг

Аркадий Романович, уже вторая Олимпиада для российских дзюдоистов такая триумфальная, такого успеха, как я помню, не добивались за всю историю выступлений. Что изменилось после безрезультативного для нас Пекина?

– Вы правильно сказали, после провального выступления в Пекине, конечно, нужно было думать, как жить дальше. Мы решили, что нужно поменять всю систему и, прежде всего, найти такого человека, который смог бы организовать всю спортивную работу. Рассматривали несколько тренеров и остановились на Эцио Гамба по многим параметрам. И мы не ошиблись, за это время в дзюдо произошло то, что должно было произойти в любом бы виде спорта. Мы обратили внимание на детский спорт, обратили внимание на детские спортивные школы, стали повнимательнее заниматься отбором. Эцио Гамба уникальный человек, как тренер он создал в команде удивительную атмосферу, он знает о спортсменах всё: как они питаются, как спят, как у них в семье – в этом есть необходимость, чтобы команда была такая, как сейчас.

А в плане спортивных результатов, конечно, то, что мы сделали на предыдущей Олимпиаде, этого не было сделано никогда, ни одной командой в мире.

– Сегодня Россия входит в тройку сильнейших сборных наряду с родоначальниками дзюдо японцами и традиционно сильными в этом виде спорта французами. А получится ли, на Ваш взгляд, держать марку и продолжать двигаться к вершине или есть команды способные нас потеснить?

– Все хотят потеснить. Естественно, спорт есть спорт, и каждый старается, особенно в дзюдо. Конкуренция в дзюдо растет и сейчас этот вид спорта семимильными шагами развивается. Но у нас очень длинная скамейка, мы уже воспитали много спортсменов молодого подрастающего поколения. Они выступают не только в России, но и на международной арене. Мы вообще готовили программу, рассчитанную как минимум на три олимпийских цикла. Конечно, нужно не останавливаться на достигнутом и совершенствоваться, но пока для тревоги у нас оснований нет.

– Если говорить о мужском дзюдо, мужчины были представлены во всех весовых категориях и сразу несколько спортсменов получили олимпийские путёвки. А вот что касается женского дзюдо, в трех весовых категориях не было российских дзюдоисток, как это можно объяснить: это нехватка кадров или причина в том, что женщины в нашей стране, в отличие от мужчин, не могут конкурировать с соперницами? Как развивается женское дзюдо сейчас?

– Женское дзюдо в нашей стране стало развиваться гораздо позже, чем мужское, и время развития его в стране небольшое. Чтобы понять, что такое женское дзюдо нужно было пройти определённый путь и тренерам, и всем специалистам – там много психологии и другие отличия от мужского дзюдо, хотя тренироваться они могут и вместе. Поэтому женское дзюдо у нас развивается, но, как говорят, «если поставить девять беременных женщин, они не родят раньше девяти месяцев». Этот путь мы должны пройти, но вообще наша женская команда хорошая, одна девочка завоевала бронзовую медаль – это большой успех для команды. И остальные девчонки, те, которые попали на Олимпиаду, на мой взгляд, боролись неплохо.

– Международный фонд дзюдо, который Вы возглавляете, направлен на популяризацию дзюдо во всём мире. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Каким образом Вы помогаете, чем конкретно?

– Это сложный вопрос, особенно сегодня. Вы же понимаете, сегодня всё перешло в другое состояние. Но, тем не менее, у нас в дзюдо такая дружная международная семья, и мы в этом выигрываем. Одним из первых Мариус Визер сказал о том, что сборная России по дзюдо будет участвовать в Олимпиаде в полном составе.  Международный фонд был создан в свое время, чтобы помогать и финансово, и технически, мы отправляли финансовую помощь в развивающие страны, в том числе в Африку, туда, где дзюдо только начинало развиваться. Сама идея организации этого фонда в этом и заключалась – оказывать методическую, финансовую, психологическую поддержку, то есть все компоненты, которые связаны с дзюдо, международный фонд должен был обслуживать. На какой-то момент этот фонд приостановил свою работу, потому что были сложности, связанные с санкциями, но это было недолго, и сейчас он функционирует.

– А как быть с тренерским составом, понятно, что найти помещение, маты, экипировку для занятий при большом желании возможно, не так сложно, даже в маленьком посёлке, но как быть с тренером? Не в каждый поселок поедет тренер, способный воспитать будущего олимпийского чемпиона. Или нет такой задачи в каждом поселке открыть секцию дзюдо?

– Вы знаете, желательно. Это, в принципе, не такой дорогой вид спорта, он всем доступен. Конечно, хотелось бы, чтобы везде занимались дзюдо, так как это наш любимый вид спорта. Но дело в том, что не обязательно в каждом регионе, в каждой деревушке воспитывать олимпийского чемпиона. Мы должны задействовать как можно больше молодежи, подростков, которые будут заниматься дзюдо, меньше будут болтаться на улице, меньше будет преступности, поэтому главная задача работы секции – это оздоровление нации.

– Для популяризации любого вида спорта, не только дзюдо, имеет важное значение организация крупных международных соревнований в регионах. Что удаётся сделать в этом направлении, ведь в международных федерациях очень внимательно относятся к инфраструктуре и вообще к условиям проведения соревнований. Как с этим дело обстоит у нас?

– У нас, что показали и Олимпийские игры, лучшие показатели проведения соревнований. Не умаляя достоинств Европы и мира, наша страна – одна из лучших проводящих организаций, нам никогда не бывает стыдно за то, что мы проводим, и к нам с удовольствием все едут.

– Успехи на Олимпийских играх, на международных турнирах способствуют росту популярности дзюдо. Как можно это отследить?

– Ну конечно, чем выше результаты, тем больше это освещается в прессе, естественно, об этом читают[АО1] , это смотрят, возникает желание заниматься этим видом спорта. Это и есть популяризация.

– Может быть, есть большой поток записавшихся в секции после Олимпийских игр или после побед на международных соревнованиях. Или это не отслеживается?

– Нет, это отслеживается. И на самом деле этот показатель существует: в зависимости от спортивных достижений, конечно, увеличивается количество занимающихся. Но это как везде, в любом виде спорта.

– Вы поддерживаете только спортивное дзюдо или традиционное тоже? Есть ли между ними принципиальная разница?

– Есть, конечно же. Но я склоняюсь к спортивному дзюдо. Дзюдо, которое связано с какими-то боевыми элементами, более сложное, поэтому надо более осторожно и аккуратно относиться, в частности, к технике безопасности. Они идентичные, но в плане подготовки абсолютно разные.

– Вы, как человек, который видел развитие дзюдо в России на протяжении десятков лет, насколько развитие идет в правильном направлении. Конечно, наверное, в правильном, учитывая наши олимпийские результаты. Но каким будет вектор развития дальше, что в планах?

– В планах, естественно, развиваться дальше, завоёвывать как можно больше медалей и увеличивать массовость. Я считаю, что надо всё-таки наибольшее внимание уделять детскому спорту. Если мы не будем уделять внимание детскому спорту, у нас, соответственно, и взрослого не будет. А в плане тренерского состава, это всегда такой дефицит хороших тренеров, к сожалению большому, их не много. Вот мы в своё время, когда пришел Эцио Гамба, поставили к нему пятерых наших молодых ребят, которые были именитыми спортсменами, и вот они за это время, работая вместе с Гамбой, достигли уже совсем другого уровня. Сегодня Гамба является менеджером, который отвечает за мужское и женское дзюдо. А вот эти ребята уже непосредственно работают сами и достаточно успешно.

– Аркадий Романович, большое спасибо. Будем ждать дальнейших успехов наших дзюдоистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top