skip to Main Content

Геннадий Калеткин. Наш флагман

Серия публикаций №5 2018

Очень трудно рассказывать о человеке, который прошел сложный путь вместе с нашей страной: СССР, СНГ, Россия… Было бы странно, если бы я не попросил ответить на вопросы  для рубрики «Ребята с нашей улицы» Геннадия Ивановича Калеткина, которого во многом считаю своим учителем. По этой улице он должен идти первым. Он провел наш вид спорта к мировому признанию советского, российского дзюдо,  самой короткой дорогой. Самым сложным, на мой взгляд, был переход от самбо к чистому дзюдо. И вторая очень сложная задача – организация женского дзюдо. Самбо и другие виды борьбы были только мужскими. В то время витала мысль, что  тренерами в женском дзюдо работают только те, кто не смог проявить себя в мужском.  Геннадию Ивановичу удалось изменить это мнение и не только достигнуть высот в дзюдо мужском, но и развить женское дзюдо, с которым стали считаться во всем мире. И это в 90-е годы, когда в нашей стране был хаос, разруха, особенно в мире спорта, а государственное финансирование федераций сведено к минимуму. Как удалось Геннадию Ивановичу пройти это сложный путь, знает только он сам.

Гуляя со своими маленькими детьми, я обращал внимание на то, что одни малыши лепят куличики из песка, а другие – разрушают. С возрастом я стал делить людей на две категории вне зависимости от национальности, веры и занимаемой должности: на созидателей и потребителей. Остальное все маскировка, видимость созидания для получения благосостояния. Геннадия Калеткина я причисляю к созидателям.  В тяжелое время он заложил крепкий фундамент дзюдо; в 1992 году начал развивать в нашей стране сумо, создал команду которая сразу стала лидером в мире и остается им по сей день.  Я беседую с Геннадием Ивановичем Калеткиным.

Геннадий Калеткин
Геннадий Калеткин

– Геннадий Иванович, расскажите  о себе.

– Родился в горах Кавказа, в Приэльбрусье, в Баксанском ущелье в 1942 году. Было очень тяжело. Шла война. Мать осталась одна с двумя детьми: мною и моей сестрой. Всем приходилось голодать. В 1954 году был направлен в Ташкентское суворовское военное училище, где пошел заниматься в секцию бокса к известному тренеру Юрию Матулевичу, воспитавшему великого боксера всех времен и народов Валерия Попенченко. Юрий Болеславович порекомендовал мне заняться не боксом, а борьбой, и отвел меня в Ташкентский институт физической культуры к тренеру по самбо Владимиру Гуляеву. Под руководством  Владимира Петровича я выполнил нормативы мастера спорта СССР по самбо и по вольной борьбе, неоднократно становился чемпионом Узбекистана и всесоюзного «Динамо».

  В 1961 году поступил в Ташкентский институт физической культуры, после окончания которого стал старшим тренером узбекского «Динамо» и сборной команды Узбекистана по самбо. А затем был приглашен тренером сборной команды  СССР по самбо.

В 1978 году возглавил сборную команду Узбекистана по дзюдо. В 1979 году стал  тренером  сборной команды СССР по дзюдо, а в 1980 году был назначен главным тренером сборной команды СССР по дзюдо. С 1994 по 1999 гг. был президентом Федерации дзюдо России. В настоящее время являюсь почетным президентом Федерации дзюдо России и Федерации сумо России, заслуженным тренером СССР, заслуженным работником физической культуры России.  Награжден государственными орденами и медалями.

– Как Вы пришли в дзюдо?

– После включения дзюдо в программу Олимпийских игр в Советском Союзе начали культивировать этот вид спорта. В сборную команду страны по дзюдо были привлечены ведущие тренеры и спортсмены из борьбы самбо.  Мне предложили заняться организацией мероприятий по дзюдо (чемпионатов, первенств Узбекистана и других). Дзюдо вошло в программу Спартакиады народов СССР. Я сформировал сборную команду Узбекистана по дзюдо для участия в этих соревнованиях. Узбекские дзюдоисты успешно выступили на этой Спартакиаде, после чего меня пригласили стать тренером сборной команды СССР.

– Жалеете ли Вы, что Ваша жизнь связана с дзюдо, а не с другой деятельностью?

– Моя жизнь связана с вольной борьбой, самбо, дзюдо и сумо. Я не жалею о годах, прожитых в спорте.

– Кто для Вас кумир в мире дзюдо: спортсмен, тренер, функционер? Или такого нет?

– Кумиром в мире дзюдо считаю Дзигоро Кано.

– Что не нравится в современном дзюдо и что Вам хотелось бы изменить?

– Я не уполномочен что-то менять в современном дзюдо.

– На Ваш взгляд, с какого возраста надо начинать заниматься дзюдо и как должна строиться работа по годам обучения?

– При приеме в секцию дзюдо я бы порекомендовал ориентироваться на индивидуальные качества ребенка.

– Как Вы думаете, стоит ли посылать ребенка одного учиться в академию спорта или в спортивный интернат за границу? Если да, то с какого возраста? Если нет, то какая  альтернатива развития ребенка в нашей стране на уровне секций, центра олимпийской подготовки, юношеской сборной страны?

– Будучи ребенком, я бы с удовольствием поехал в спортивную академию или интернат за границу.

– Можно ли воспитать патриота в профессиональном спорте? И что можно противопоставить « золотому тельцу»?

– Я считаю, что патриота можно воспитать в любом виде спорта.

– Почему в современных спортивных залах дзюдо не всегда можно увидеть портрет основателя дзюдо Дзигоро Кано и кому это мешает?

– Я – за то, чтобы портреты основателя дзюдо были во всех спортивных залах, где культивируется дзюдо.

– Как Вы думаете, почему сумо не включено в программу Олимпийских игр 2020 года, которые пройдут в Японии?

– Я считаю сумо красивым и зрелищным видом спорта и  рад популяризировать его в нашей стране. Мы надеемся на то, что сумо будет включено в программу Олимпийских Игр в ближайшем будущем.

– Учитывая непредсказуемость процессов, происходящих в олимпийском движении, имеет ли смысл стремиться включить самбо в олимпийскую программу?

– Самбо – наш национальный вид спорта – хотелось бы видеть в программе Олимпийских игр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top