Анатолий Бондаренко: «Мы плакали на пьедесталах, когда звучал наш гимн»
- 1.Николай Павлов: «Трюковая жизнь продолжается»
- 2.Анатолий Бондаренко: «Мы плакали на пьедесталах, когда звучал наш гимн»
- 3.Одиннадцать новобранцев
- 4.№ 2016.03
Великий борец, обладавший невероятной взрывной силой, борцовской интуицией и пламенным темпераментом. К слову, еще и великолепный игрок в бильярд. Шестикратный чемпион СССР по самбо, пятикратный чемпион Европы по дзюдо, по обоим этим видам борьбы он мог бы стать и чемпионом мира. Но каждый раз находилась причина, и на чемпионат мира везли другого борца. Всё это про Анатолия Афанасьевича Бондаренко.
Справка: Родился 20 декабря 1943 года в селе Славна Винницкой области в семье военного строителя. Спортом увлекался ещё в школе, любил волейбол, теннис, легкую атлетику. Семья часто переезжала из города в город. Живя в Азербайджане и Грузии, увлекся борьбой. По возвращению в Винницу, пошёл в секцию классической борьбы, потом вольной борьбы и остановился на самбо. Занимался у замечательного тренера Аббатия Львовича Леонардова. Выступал на соревнованиях за общество «Динамо». Норматив мастера спорта выполнил в 16 лет.
В 1960 году, выиграв чемпионат Украины по самбо, переехал в Киев, где стал тренироваться у Ярослава Волощука. В 1961 году был приглашен в сборную команду СССР.
Многократный призёр и чемпион СССР по самбо, пятикратный чемпион Европы по дзюдо.
В составе сборной СССР участвовал в товарищеских встречах: в 1965 году с командой ФРГ по дзюдо (ничья с Хофманом), в 1966 году с командой Японии по самбо (выиграл), в 1974 году с командой Монголии (выиграл).
В 1976-1980г.г. Работал тренером в спортшколе «Самбо-70» под руководством Д.Л. Рудмана.
Потом ушёл из борьбы и занялся биллиардом до 2012 года. Сейчас на пенсии.
Имеет Звание «Заслуженный мастер спорта»
— Анатолий Афанасьевич, у Вас впечатляющий список побед на чемпионатах СССР и Европы, как по самбо, так и по дзюдо, но нет участия на чемпионатах мира и Олимпийских игр. Что это: сильная конкуренция в сборной СССР, ведомственные интриги? Без сомнения, это было очень обидно. Как и в чем находили силы на продолжение тренировок?
— Ну, что сказать про обстановку в команде тех лет? Было всё. И интриги, и конкуренция. Тогда в команде было два тренера- Василий Федорович Маслов и Владлен Михайлович Андреев. Спортсмены должны были выбирать кого-то из них чтобы записать его соучастие в победах. Я писал Маслова, так-как он был мне более близок по духу, по отношению к спорту (я был фанатично предан борьбе). Но у Андреева были большие «связи» в федерации и потому ехали те, кто писал Андреева. Мы тогда были совершенно бесправны. Не нравиться-уходи! Как говаривал Андреев: «На смену павшим придут миллионы». В 1969 году я был готов как никогда, побеждал даже «тяжей», а на чемпионат мира взяли другого. Правда и в том, что тогда наша команда была сильна, как никогда, была сильнейшая конкуренция между спортсменами. Запасная скамейка была очень длинная. Было много достойных ребят. В Европе и мире у наших могли выиграть только за счёт придирок и каких-то правил. Они и «кастрировали» дзюдо своими новыми правилами, многие приёмы ушли в небытие, такие, как мельница и перевороты.
— Кто видел Вашу борьбу, кто боролся с Вами, вспоминают, что Вы боролись очень ярко. Расскажите про Ваши «коронки»: любимые приёмы, комбинации.
— Приёмы! Мои любимые приёмы- это подхват под две ноги с поясом. Получался красивый полёт соперника. Использовал силу сопротивления противника в таких приёмах как задняя подножка, зацеп изнутри. Делал обвив, подсечку в темп шагов. Ну и выручала быстрота реакции.
— Удаётся ли Вам сегодня наблюдать самбо и дзюдо? Как изменились за это время эти виды борьбы? Ваше отношение к этим изменениям?
— Ушла острота борьбы! Я сейчас (спасибо Интернету!) смотрю многие соревнования по самбо и дзюдо. Борьба, как мне кажется, стала какая-то пресная. Раньше в нашей команде были представители 15-ти республик и у каждой из них была своя национальная специфика борьбы, свои приёмы. Сейчас этого нет, конкуренция снизилась и это значительно сказывается на качестве борьбы.
— Вы работали в легендарной школе «Самбо-70», расскажите об этом.
— В «Самбо-70» я пришёл в1978 году. Работал тренером, вел группу самбо ребят от 12-ти лет и выше. Сам я по стилю «стоечник», имел призы за лучшую технику борьбы. Этому и учил. Мы устраивали игровую борьбу. Ребята выстраивались передо мною в ряд, и я боролся с каждым по 2-3 минуты, показывая свои приёмы. Им это очень нравилось, потому что стоечная борьба очень эффективна и красива. Прививал терпимость к боли, учил не размениваться на мелочи, собираться и достигать своей цели. Был в моей группе один замечательный парень Овчинников Игорь! Он выиграл впоследствии первенство Москвы, но, к сожалению, трагически погиб. Я же, проработав два года в спортшколе, ушёл по семейным обстоятельствам.
Не знаю надо ли об этом писать, но был у нас в школе смешной случай!
Однажды приехала к нам на тренировку перед первенством мира молодёжная сборная. Я сидел, отдыхая на скамейке в зале. Подходит ко мне молодой человек и говорит: «Мужичок! Давай походим!» Ну я и» походил» его раз 5-6 на ковер. Он был ошарашен! Но успокоился, когда узнал, что нарвался на старую гвардию. А потом этот мальчишка, Алексей Таскин из Барнаула, выиграл первенство мира.
— Анатолий Афанасьевич, Вы были, практически, в первой сборной команде Советского Союза, сохранились ли отношения с друзьями по команде после завершения спортивной карьеры? Как сложилась Ваша и их судьба?
— Команда! Нас осталось очень мало. И мы всегда рады видеть друг друга. Правда встречаемся только на турнирах. И почти каждый раз кого-то недосчитываемся. Уходят ребята один за другим. Я общаюсь со многими, правда не обо всех знаю достаточно: Асламбек Аслаханов – член Совета Федерации, Давид Рудман – предприниматель в Америке, В. Кривенков – пенсионер, работал на кондитерской фабрике, Арон Боголюбов – тренер в Германии, Кирилл Романовский и Николай Новиков преподают в МИФИ, Анатолий Новиков в Харькове, Анатолий Юдин – пенсионер, Андрей Цюпаченко -тренер, Владимир Саунин -охранный бизнес, Сергей Новиков –президент федерации «Универсальный бой», Илья Ципурский преподаёт в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Валерий Рухлядев – президент Международного комитета спорта глухих. Я же много лет отдал биллиарду. Это моё второе после борьбы увлечение.
Мы в своё время боролись за честь нашей Родины и не думали о деньгах или привилегиях! Плакали на пьедесталах, когда звучал наш гимн! Плохое забывается! Остаётся гордость за нашу команду, за тех ребят, что в буквальном смысле боролись за честь нашей страны и побеждали достойно!
— Анатолий Афанасьевич, за свою спортивную жизнь Вы общались и работали со многими тренерами, расскажите о них.
— Вы спрашиваете про тренеров? Об этом никто не говорит, но по- настоящему мы больше учились друг у друга, у ребят постарше Боголюбова, Степанова, Шульца, Кикнадзе, Мищенко, так как оба наши тренера в сборной команде СССР имели только школу 30-х годов. А она к тому времени уже устарела. Очень помогал в тренировках, как ни странно, наш врач Дмитрий Гиселевич, который потом почему-то???ушёл из команды.
Я благодарен всем моим тренерам, которые помогали мне в спорте и в жизни: Школьникову Роману Александровичу , Мищенко Борису Павловичу, Парталяну Андрею Вартановичу. Объективно наиболее грамотными в то время были Евгений Михайлович Чумаков и Георгий Николаевич Звягинцев, которые очень помогли мне и в профессиональном росте, и в воспитании человеческих качеств, таких как воля к победе, справедливость и честность.
Если хотите моё мнение, то считаю, что для того, чтобы спортсмены двигались вперед, нужны грамотные, вдумчивые тренеры, такие как Владимир Ельчанинов, которые не стоят на месте, а ищут чего-то новое, более действенное для победы.
— Расскажите про Ваше второе увлечение – биллиардом, как к нему пришли, какие были успехи?
— Про биллиард!? Биллиард есть биллиард! Почему? Не знаю. Ушёл из спорта, ушёл, может быть, с обидой. А для души осталась игра, зеленое сукно и стук шаров. Другие люди, другое отношение к жизни. Без вранья и подхалимства. Всё, как есть. Проиграл-плати! Выиграл-получи! Сам себе тренер. Хочешь-играй, не хочешь-не играй! Дисциплина покруче, чем где-нибудь. Не сможешь собраться и победить, никто тебя не будет ругать. только ты сам. Поэтому и остался!