skip to Main Content

Святейший Патриарх Кирилл

Серия публикаций №3 2012
  • 1.Святейший Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл

«Я редко говорю об этом вслух, но я, действительно, занимался и занимаюсь спортом. Обычно это не совсем традиционно связывается – иерарх и спорт…  Но на своём личном опыте я понял, что спорт и духовная жизнь – два очень важных компонента, которые формируют человеческую личность. Я глубоко убеждён: духовная тренировка, которую даёт нам аскеза, пост, молитва… и физическая тренировка, которая невозможна без волевых усилий, они вместе обеспечивают очень важный результат – то, что можно назвать воспитанием человеческой личности.

Как-то один российский государственный деятель (а сегодня, после некоторых событий в жизни нашего отечества, очень многие полюбили горнолыжный спорт, который я, к слову сказать, любил с давних пор..), недавно занявшийся горнолыжным спортом, подошёл ко мне, как к пастырю, и поведал историю, которая привела его в состояние глубокого уныния. Я подумал, как же помочь этому человеку. Если я ему что-то от Святых отцов буду рассказывать – не поймёт. И я его спросил: «Вы катаетесь на горных лыжах?» -«Да» – «Вы знаете, что делает горнолыжник, когда попадает на очень крутой спуск? Какое движение?» Он, видимо, был не очень хорошо знаком с крутыми спусками. «Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть ?- Конкретизировал я вопрос, и, не дождавшись, ответил.- Естественная реакция обычного человека – назад. Это здоровая реакция человеческого организма. Реакция самосохранения. Инстинкт. А горнолыжник всегда – вперёд. И чем круче, тем больше «вперед». Это значит – идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости. Именно вы должны делать сейчас в вашей ситуации…». И он понял.

Наши победы, любые победы – в войне, в труде, в государственном строительстве, в наших личных делах.. они в значительной степени обусловлены состоянием человеческого духа. И состояние духа во многом определяет способность человека добиваться успеха. То же самое – в спорте. В самом деле, для того, что бы побеждать, нужно быть духовно сильным. А духовность должна опираться на что-то совершенно конкретное. Православная церковь, сформировавшая основы духовной жизни народа, была всегда и тем фундаментом, на котором люди основывали свою деятельность, и тем источником, из которого большинство наших людей черпали духовные силы.

Для очень многих современных людей Церковь- это уважаемый институт, хотя не очень известный, не очень знакомый, не очень понятный. Люди пытаются найти как бы место этому институту в своём мировоззрении, в общественной жизни. И если у большинства людей спросить о месте, о значении церкви в их жизни, то они скажут, что это почётный, очень важный институт, связанный с нашей историей, культурой…  Очень часто роль церкви описывается в каких-то фольклорных категориях – обычаи, традиции, крашенные яйца, куличи, Масленица…  Когда меня недавно пригласили на телевидение, что бы я рассказал о Пасхе, и когда я поведал режиссёру о том, что я хотел бы донести до зрителей, то в ответ услышал приблизительно следующее – да, это, конечно очень важно, но пожалуйста, расскажите людям лучше о крашеных яйцах…  Таким образом, Церковь, а вместе с тем и те духовные ценности, которые она проповедует, занимают совершенно определённое, очень узкое место в сознании современного человека. Очень часто эти ценности прямо не корреспондируют с жизнью человека, с его деятельностью, с его личной жизнью, с его служебной деятельностью. А ведь именно Церковь даёт основание для духовной жизни, она является источником духовной силы человека.

Если посмотреть на Японию XIX века, то станет совершенно очевидным тот факт, что Япония – государство, которое сторонилось всего мира, которое сформировало очень закрытую психологию людей, в XIX веке стало открываться миру. Но делать это Япония стала очень мудро. И открылась она, будучи внутренне культурно и духовно очень сильной. С того момента прошли уже больше ста лет, а посмотрите – японцы не потеряли ничего. Они сохранили национальный уклад своей жизни, свою национальную психологию. Став суперсовременной державой, обошедшей в ряде отраслей все страны мира, включая и Америку, по уровню и темпам технологического развития, создав, действительно, цивилизацию конца  XXI  века, о которой, в технологическом смысле, многие страны могут только мечтать, Япония сохранила своё национальное лицо, самобытность.

Я думаю, не случайно возникло в то время дзюдо, появились школы единоборства, которые воспитали юношей в философии дзюдо. Это готовились люди для новой Японии, которая, заявив о своей открытости миру, совершенно твёрдо и ясно присягнули на верность своим национальным духовным и культурным ценностям. И мы видим, к чему эта откровенность привела – к феномену Японии. К уникальнейшему соединению западного цивилизационного технологического развития с сохранением духовных, культурных национальных ценностей. Мне кажется, то, что произошло в Японии в XIX веке, сегодня происходит, по настоящему, в России. Мы, действительно, становимся открытой страной, которая взаимодействует со всем миром. И сейчас особенно важно, чтобы эта открытость не разрушила нашей национальной подлинности, целостности. Как важно, чтобы  в результате открытого диалога мы бы не стали рабами чужих идей, чужого образа жизни. Как важно, чтобы эта открытость не разрушила нашей веры, наших принципов – нравственных, духовных, культурных. Как важно, чтобы эта открытость ни обернулась духовным империализмом и порабощением.

Я всегда говорю о том, что понятие диалога предполагает некое равенство. Это не означает, что люди во всём должны быть равны. Но это означает, что вступившие в диалог должны быть более или менее равновеликими, потому что если один слаб, а другой силён, то диалог превращается в диалог всадника с лошадью. И говорить о его положительном результате бессмысленно. Когда мы говорим о диалоге России с Западом, о сегодняшней открытости России всему миру, то мы должны помнить, что этот диалог нас обогатит в том случае, если мы будем сильными. Да, мы не можем сегодня конкурировать в каких-то технологических областях, но мощнейший интеллектуальный и духовный потенциал России делает нас способными к диалогу, обогащая, при этом, и себя и других.

Я ещё раз подчёркиваю, что развитие в ту эпоху в Японии дзюдо, конечно же, не случайно. И современным людям, особенно молодым, было бы замечательно знать об архиепископе Николае Японском, о его влияние на Василия Сергеевича Ощепкова, чтобы они поняли, что те духовные истины, которые он проповедовал – не фольклорная часть, не узкий культурный сектор, а некая основа жизни для каждого человека, который хочет быть сильным и успешным. И как дзюдо было спортом и образом жизни открывающейся Японии, так и сегодня весь наш российский спорт, может быть очень важным фактором, формирующим современного русского человека, способного в открытости с другими, отстаивать собственные ценности.

Вступительные слова Святейшего Патриарха Кирилла к книге Анатолия Хлопецкого «И вечный бой… От Святого Николая до Президента».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top