Игорь Сидоркевич: «Работаем быстро и красиво»
- 1.Соловейчик выбрал отставку
- 2.Потеря. Ушел Давид Рудман
- 3.Новый дворец для самбо и дзюдо
- 4.Георгий Зантарая завершил спортивную карьеру
- 5.Отбор в Париж начнется в Улан-Баторе
- 6.У белорусских дзюдоистов новый тренер
- 7.Исаеву – Народная премия
- 8.Календарь мирового дзюдо: 12 Больших шлемов за год
- 9.Владимир Путин вручил награду Михаилу Рахлину
- 10.Юбилей у Вячеслава Мужикова
- 11.Большой шлем в Казани отменили
- 12.Путина отлучили от международного дзюдо
- 13.«В это непростое время нам всем необходимо сплотиться»
- 14.2022.1
- 15.Игорь Сидоркевич: «Работаем быстро и красиво»
Текст, стихи: Константин Тиновицкий
Фото: Борис Бухтияров, Ирина Гагарина, архив И.М.Сидоркевича
Справка
- Сидоркевич Игорь Михайлович, 1963 г.р.. Заместитель Министра спорта РФз Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук. Двукратный чемпион мира, обладатель Кубка мира, чемпион Европы, двукратный чемпион СССР, победитель Спартакиады народов СССР, обладатель Кубка СССР по самбо, мастер спорта СССР по дзюдо. Вице-президент Федерации дзюдо России. Генерал–майор МО России, полковник ФСБ. Закончил Военный институт физической культуры МО РФ, Академию гражданской авиации, Северо-западную академию государственной службы, Академию ФСБ России.
- Награды: орден «За военные заслуги», «Орден Почёта», медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», благодарности президента РФ (2000 г., 2016 г.).
За пять с половиной десятилетий, отданных борьбе самбо и дзюдо, довелось увидеть многих выдающихся борцов, обладавших замечательной индивидуальностью. Так, например, Андрей Цюпаченко поражал великолепной координацией движений, незаурядным тактическим мышлением, Альфред Каращук и Александр Пушница – самобытной техникой, Кирилл Романовский и Евгений Глориозов – умением подавлять оппонентов напором, Анатолий Бондаренко – скоростью и импровизацией, Давид Рудман – молниеносными победами в партере, Михаил Бурдиков – бескомпромиссным характером и неожиданными придумками в борьбе лёжа. То же самое справедливо будет сказать и об Александре Фёдорове… Список этот можно было бы ещё долго продолжать.
Стиль борьбы Игоря Сидоркевича, который я наблюдал на двух чемпионатах мира – в Вест-Оранже (США) и Москве, образно можно было бы назвать «асфальтовый каток». Настолько однозначно и безальтернативно «уделывал» Игорь соперников.
В Вест-Оранже единственным представителем команды хозяев чемпионата, пробившимся в финал, был Рональд Стрип. Ему и предстояло в весовой категории до 90 кг поспорить за золотую медаль с Игорем Сидоркевичем.
На дворе шёл 1989 год, и мы у американцев, как и они у нас, вызывали острый интерес. Спортсмены из СССР не так свободно, как нынче, могли выезжать за границу.
Рональд был мощный, техничный борец, убедительно пробившийся в финал. За час до решающей схватки он подошёл ко мне (тогда советскому корреспонденту) с серьёзным выражением лица.
Неплохо владея разговорным английским, я и до того успел пообщаться со Стрипом. И, вероятно, вызвал у него доверие.
– Послушай, – обратился ко мне Рональд, – Хенсон задумал недоброе. Он хочет обвинить Игоря в употреблении допинга, а если эта афера не пройдёт, поставить судить схватку таких судей, которые не дадут ему победить. Но я хочу честной борьбы. Поэтому и сообщаю тебе эти факты.
Надо сказать, что президент американской федерации самбо Джошуа Хенсон уже не раз был замечен в интригах, и от него можно было ожидать чего угодно.
Финал этой истории таков. Уличить нашего спортсмена в применении допинга у американцев не получилось. Здесь важную роль сыграл доктор сборной СССР Евгений Попов. Ну а на ковре Сидоркевич выступил в свойственной ему манере: бросок подхватом и болевой на руку. На всё это потребовалось 15 секунд.
А вот цитата из газеты «Советский спорт» за 12 декабря 1990 года. Отчёт о чемпионате мира в Москве.
«90 кг. Думаю, что кинограмму подхвата Игоря Сидоркевича – он бросил эффектно, за 10 секунд, Эрхемеаяра из Монголии – нужно использовать, как учебное пособие. Настолько мощно и красиво заставил Игорь соперника взвиться в воздух. Полёт, приземление на спину – и тут же последовало преследование в борьбе лёжа: болевой приём – рычаг локтя. Выполнено коротко и ясно».
(Забегая вперёд, скажу, что вот это «коротко и ясно» или, как любит говорить Игорь Михайлович, «работаем быстро и красиво», стало его девизом и принципом на всю последующую жизнь. Иначе не успеть было сделать то, что он успел. Отсылаю читателя к справке в начале материала.)
Справедливости ради стоит сказать, что не всегда на наших внутренних соревнованиях ему удавалось побеждать столь безоговорочно. В том же 1990 году он стал чемпионом Европы, но на Кубке СССР был лишь третьим, зато победил на чемпионате Союза.
Газета «Советский спорт» от 17 июля 1990 года.
«Чемпион страны и мира Игорь Сидоркевич очень трудно начинал этот турнир. И перед полуфиналом многие специалисты находили, что шансы его соперников выглядят предпочтительней. Но что это?! В последних двух решающих боях Игорь преобразился, словно в сказке. Подавляющее преимущество над противниками выразилось в двух прекрасных по исполнению чистых победах болевыми приёмами… Сидевший рядом со мной лучший советский самбист последних лет Владимир Япринцев (кстати, он на этом чемпионате победил – в весе до 68 кг – со сломанным пальцем) так прокомментировал эти встречи: «Короли остаются королями в любых труднейших положениях».
Я сижу в кабинете заместителя министра спорта РФ, полковника ФСБ и армейского генерал-майора Игоря Михайловича Сидоркевича. Сидим, вспоминаем минувшие дни. А меня не оставляет мысль: как же по-разному складываются человеческие судьбы. Один, имея все предпосылки для роста, при неудачах скуксивается, ноет, обижается на весь белый свет, другой – всю жизнь учится, совершенствуется, добивается поставленных целей.
С самого детства Игорь мечтал стать хорошим спортсменом и военным. А родился он в Белоруссии, в деревне Паньбуда, станция Белинковичи. Отец – Михаил Степанович – шофёр, мама – Ольга Никитична – продавец. Родила она нашего героя прямо на берегу речки.
Спустя несколько лет семья переехала в Минск. Сначала Игорь, как и все мальчики, увлекался футболом, а потом поступил в секцию самбо. Сходил один раз на тренировку, а на следующий день в школе, ещё не выучив ни одного приёма, подрался со всеми своими обидчиками, которые были старше и крупнее его. Потому, что был окрылён: теперь он самбист.
Прошло несколько лет, и Сидоркевич удачно отборолся на Кубке Прибалтики в Ленинграде. Да так понравился специалистам, что получил приглашение от знаменитого тренера Ярослава Керода переехать в город на Неве и поступить в военный институт физкультуры.
Об этом он мог только мечтать. После окончания вуза молодой лейтенант был распределён в Калининградское авиационное училище на кафедру боевой и физической подготовки.
Весь день занимали служебные обязанности, а тренироваться в зале борьбы удавалось лишь с 10 до 12 ночи. Игорь нашёл в спарринг-партнёры ещё несколько таких же фанатов самбо. И вот тут произошло событие, которое иначе как чудо охарактеризовать не могу. Сидоркевич поехал на Спартакиаду народов СССР в родной Минск и стал там чемпионом. Невероятно! Естественно, последовал вызов в Москву в ЦСКА.
Сидоркевич: «В Центральном спортивном клубе армии я поселился в спортивном общежитии. «Халяве», как его называли спортсмены. Условия жизни были скромные: кроме меня, в комнате жили ещё три человека. Подъём мог состояться среди ночи: кто-то приехал с соревнований, громко «отживает» случившееся.
Зато всё было под рукой. И зал борьбы, и зал штанги. Не надо было тратить время на транспорт. Любимым силовым упражнением у меня была «мёртвая тяга». Не сгибая рук и коленей, выпрямлялся со штангой весом в 300 кг. По канату наверх залезал «с уголком» и отягощением в 10 кг.
В стойке любимыми бросками были подхват, подсечки, подножки. Много схваток финишировал и в борьбе лёжа – болевыми. В то же время самому мне трудно было сделать болевой. Защищался умело. Например, если кто-то пытался провести мне «рычаг локтя», я зажимал свою руку ногами. Попробуй, вырви!
Лучшим технарём того времени, в моём понимании, был ленинградский борец Антон Новиков. Казалось, не было приёмов, которыми он не владел.
Буду не прав, если умолчу, что впоследствии я получил трёхкомнатную квартиру в Москве за спортивные достижения».
Он всё время продолжал учиться, закончил юридический факультет Академии гражданской авиации. Эта специальность пригодилась офицеру, когда создавалась служба военной полиции России, в организации которой он принимал участие, а затем возглавил её. Сейчас эта служба проводит соревнования по самбо на Кубок заслуженного мастера спорта СССР, первого начальника Главного управления военной полиции, генерал-майора И.М. Сидоркевича.
– Дедовщины теперь нет, поскольку служат один год, – вводит меня в курс дела Игорь Михайлович, – но случается казарменное хулиганство. Например, драки. Выезжал на место. Разбирался. Разводил драчунов на службу в разные части. Были звонки от матерей солдат с какими-то жалобами. Вникал. Старался помочь.
Интересен петербургский период его жизни. Многие годы он возглавлял Федерацию дзюдо Санкт-Петербурга. Работал первым заместителем председателя Спорткомитета северной столицы. С 2001 года он заместитель председателя ЦС «Динамо». Закончил Академию ФСБ России. Пришлось освоить курсы бухучёта и экономические, чтобы никто не мог надуть по финансовой части.
Без хороших соратников на таких должностях было не обойтись. С особым теплом Игорь Михайлович вспоминает заслуженного тренера СССР Александра Сергеевича Корнеева, заслуженного тренера России Виктора Фёдоровича Яковлева. Большую помощь оказывал и мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Владимир Владимирович Путин, который трудился тогда в мэрии города.
К тому времени Сидоркевич прошёл также профессиональную переподготовку в Северо-западной Академии государственной службы. Преподавал в высших учебных заведениях. Стал доктором педагогических наук.
Карьера, которую по стремительности можно сравнить разве что с карьерами генералов времён наполеоновских походов. Не правда ли?
– Сейчас главной задачей для меня является пропаганда и охват широких слоёв населения занятиями физкультурой и спортом, – говорит заместитель министра в завершение нашей беседы.
– Спасибо. Пусть удача по-прежнему дружит с Вами.
***
Он на ковре был чемпионом
И в США, и в СССР.
Захват противников бетонный
Ломал, но новых жаждал сфер.
И, получив образованье,
Отдавшись службе, офицер
Был в государственных заданьях
задействован, и дал пример,
Как нужно службе отдаваться,
Как можно Родине служить…
Спортивное прославив братство,
Он не хотел в покое жить.
И генеральские погоны
Примерив, чемпион-самбист
Не чувствовал себя на троне,
Не ощущал, что это приз
Судьбы… А в новую работу
Впрягался, словно дюжий вол…
С друзьями он делил заботы,
С победой – накрывал им стол.
Работал быстро и красиво,
с напрягом мыслей, чувств и жил…
Да не иссякнут наши силы,
Чтоб также Родине служить! И ещё один абзац. Обращаюсь к родителям сегодняшних школьников. На примере этой судьбы хорошо видно, каким мощным социальным лифтом может стать спорт – борьба. Задумайтесь: чем тратить безумные деньги на репетиторов, не лучше ли отвести детей в ближайшую секцию самбо? Или какой-то другой борьбы.