skip to Main Content

Иван Першин: «Привить любовь к дзюдо, а не к медалям»

Серия публикаций №2 2020

Текст: Наталья Калентьева

Иван Васильевич  Першин родился 25 января 1980 года в Архангельской области. С 11 лет начал заниматься дзюдо у тренера Альберта Бардина. В 15-летнем возрасте поступил в профильное училище олимпийского резерва в Брянске, где тренировался у известного тренера Александра Супруна. В 2000 году переехал на постоянное место жительства в Челябинск, где начал тренироваться у Вячеслава Шишкина. В 2006 году окончил Уральский государственный университет физической культуры. Заслуженный мастер спорта России.
В 1999 году стал серебряным призером первенства Европы среди юниоров. В 2002 году выиграл первенство России среди молодежи, в 2005 году – чемпионат России и Кубок России. Бронзовый призер командного Кубка Европы-2005
, после блистательной победы на чемпионате Европы-2006 в Финляндии за ним прочно закрепилось прозвище «Русский першинг», победитель командного чемпионата Европы-2006, бронзовый призер чемпионата мира-2007. Участник XXIX летних Олимпийских игр-2008 в составе сборной России (пятое место).

С 2012 по 2015 годы занимал должность директора Центра олимпийской подготовки по дзюдо Челябинской области. Женат, есть двое сыновей.  В настоящее время является одним из тренеров сборной команды Челябинской области.

Иван Першин
Иван Першин

Заслуженный мастер спорта по дзюдо Иван Першин тренирует кандидатов в олимпийскую сборную и еще только делающих первые шаги в дзюдо мальчишек и девчонок. О работе с детьми и чемпионских задатках старший тренер сборной Челябинской области по дзюдо рассказал Наталье Калентьевой.

— Иван Васильевич, можно ли у десяти- двенадцатилетних мальчишек увидеть чемпионские задатки?

— Ребята есть талантливые, но этот талант пока основан на том, что кто-то раньше взрослеет, кто-то позже. Вообще, в этом возрасте мальчишки еще маленькие. Они только начинают свой путь. И наша задача — сохранить их для взрослого спорта: привить любовь к дзюдо, а не к медалям. Дзюдо — это образ жизни, а не победы в соревнованиях. И главная задача детских тренеров — сделать все, чтобы дети дальше тренировались, чтобы они хотели жить этим видом спорта. В этом возрасте, я считаю, не надо перед ними ставить задачу выигрывать. Я стараюсь создать у себя такую обстановку, чтобы ребята, тренируясь, поняли дзюдо. Когда немного повзрослеют, тогда будут учиться побеждать.

— Но ведь турниры в любом случае проводятся. И на татами ребята выходят, словно олимпийцы…

— Безусловно, соревнования нужны. Но нужны, повторюсь, для того, чтобы ребята получали определенный опыт, а не чтобы думали о медалях. Сейчас для них любые соревнования — своя Олимпиада. Это та ступенька, на которую они взошли и хотят покорить. Поэтому они испытывают неподдельную радость, когда выигрывают, и переживают настоящую трагедию, проиграв. Любые соревнования — это стресс. Еще и поэтому не нужно делать очень много соревнований. Кто-то, возможно, еще не готов выигрывать все поединки подряд, и поражения могут привести к тому, что у ребенка пропадет интерес к дзюдо. А ведь те мальчишки, которые выступают, может быть, хуже своих ровесников, в дальнейшем могут стать и чемпионами мира, и олимпийскими чемпионами.

— Часто родители жалуются, что дети много времени проводят с гаджетами. Как Вы с этим справляетесь?

— Работать с детьми действительно стало очень тяжело. Дети сидят за приставками, с телефонами, планшетами, ноутбуками, сталкиваясь в сети с огромным количеством информационного мусора. И хотя бы в то время, когда ребята находятся у нас, мы ограждаем их от этого мусора. А если ребенок поймет, что можно прийти домой и открыть ноутбук не для того, чтобы поиграть в игру, повисеть в соцсетях или посмотреть глупый ролик, а чтобы увидеть, как борются олимпийские чемпионы, наша цель отчасти будет достигнута.

— В ваши юные годы не было возможности посмотреть в интернете на кумиров…

— В наше время вообще не было возможности что-то смотреть. Поэтому мы все и собирались не где-то в чатах, а на стадионах и в спортзалах. Это сейчас детей сложно на улицу выгнать, а мое поколение в детстве и юности с улицы загнать домой было практически невозможно. Чтобы хоть что-то прочитать о чемпионах, мы собирали какие-то журналы, вырезки. Сейчас нам нужно донести детям ту информацию, которую они должны впитывать, а не ту, которая легкодоступна.

— У Вас группа спортивного мастерства, в которой есть потенциальные участники Олимпиады-2020 (2021) в Токио. Но Вы еще занимаетесь с детьми. Для чего?

— Чтобы вырастить большого спортсмена, надо взять маленького ребенка и воспитать его. Искать для себя перспективных, переманивать их от других тренеров, я считаю, неправильно. Тренер сам должен готовить свою команду. Поэтому я уже третий год набираю группы младшего возраста. Работа с детьми — это творческий процесс, который развивает тренерские возможности. Причем подходы, которые я использую в работе с детьми, иногда можно перенести на тренировки со взрослыми. Иногда упираешься в стену, расширяя мастерам технический арсенал или, например, тактику. И тогда на помощь приходит опыт, полученный в работе с детьми. Им же все объясняешь максимально понятно, просто. Вот и с мастерами уровня сборной России становится работать еще легче.

— Знаю, что в работе с детьми Вам помогают старшие подопечные…

— Да, на данный момент мы работаем с моими же воспитанниками, которые выступают. Они только учатся, помогая мне. К сожалению, часто бывает так, что, уйдя из большого спорта, спортсмен становится никому не нужным. Для «бывших» у нас нет социальных программ, чтобы, закончив карьеру, они могли получить работу как специалисты. Для моих старших ребят такая помощь на тренировках — это возможность попробовать на вкус тренерскую работу, чтобы потом, закончив лет через пять-шесть спортивную карьеру, было четкое понимание, хотят они тренировать детей или займутся чем-то другим.

— Педагоги и психологи утверждают, что работа с детьми — процесс обоюдный и что дети в какой-то мере также воспитывают своих наставников…

— Детям уже тяжеловато меня перевоспитывать. (Смеется) Я до 31 года боролся, достиг серьезных результатов и за спортивный путь выработал в себе крепкий стержень.

— Каждый тренер что-то берет от своих наставников, которые когда-то лепили из него спортсмена. Опыт Ваших тренеров Вам помогает?

— Конечно! В тренерской работе я использую все знания, полученные за годы своей спортивной карьеры. Это и опыт Вячеслава Анатольевича Шишкина, под руководством которого я занимался в Челябинске, и опыт моего первого тренера Альберта Васильевича Бардина, который познакомил меня с дзюдо и привил интерес и любовь к этому виду спорта. Помогает в работе и опыт, полученный в поединках.

— На одном из последних турниров обратила внимание, как Вы стояли во время звучания российского гимна. Сердце не екает, ностальгии нет по тем временам, когда гимн звучал в Вашу честь?

— Я всегда испытываю гордость за наш гимн, когда поднимается флаг России. И хочется, чтобы он звучал как можно чаще на международных состязаниях, когда награждают спортсменов. Это такой патриотический порыв. Что касается ностальгии, то сердце уже не екает, когда звучит гимн. Тот период жизни прошел, и сейчас я живу настоящим. Хочется, чтобы гимн звучал, когда мои воспитанники поднимаются на пьедестал почета.

Иван Першин
Иван Першин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top