skip to Main Content

Дмитрий Репников: «Дзюдо и наука навсегда в моем сердце»

Серия публикаций №4 2018

Текст и фото: Борис Бухтияров

Дмитрий Репников, похоже, из породы античных героев, которые успешно совмещали научную деятельность с выступлениями на древних Олимпийских играх. Таких, например, как математик Пифагор. Репников – выпускник механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, мастер спорта по дзюдо, кандидат экономических наук, некогда успешный предприниматель, а сейчас – помощник депутата Госдумы и кандидат в депутаты гордумы Рязани. Известный в стране и за рубежом дзюдоист, избравший главной своей дорогой науку и практику государственного, корпоративного  и муниципального управления. В общем, исключительно гармонично развитая личность.

О том, как совмещать разные направления деятельности и быть успешным, Дмитрий Репников рассказал нашему изданию.  

Дмитрий Репников

– Как Вы пришли в спорт?

– Мой папа – мастер спорта по дзюдо и по самбо. Он мне с детства показывал приемы борьбы, и это понравилось. До восьми лет  я занимался плаванием, а потом меня записали в секцию дзюдо около цирка на Цветном бульваре, потом занимался  в секции  на Филевской пойме.

– Кто из тренеров оказал на вас наибольшее влияние?

– Безусловно, Михаил Николаевич Мухаметшин. Когда мне было 12 лет, папе друзья сказали, что Михаил Николаевич –  однозначно лучший  детско-юношеский тренер в стране. Так я попал в ЦСКА, и до сих пор считаю себя армейцем.  Поначалу мне было очень тяжело в армейской школе. Первый год, в основном, летал на татами – соперники оказались очень сильными. Мысли разные посещали, хотел даже закончить со спортом, поскольку больше часа приходилось добираться на тренировку. Но я не бросил дзюдо, за что благодарен Михаилу Николаевичу.

Он умел найти подход к каждому ученику. Очень тактичный, спокойный, интеллигентный, умный, коммуникабельный человек. Учитывал индивидуальность каждого. Кого-то надо было палкой подогнать, с кем-то поговорить спокойно.  Он на меня никогда не давил.  Учил приемам спокойно, и они стали у меня получаться.

Помню, в 18 лет  я  усиленно начал  качаться, чтобы  нарастить  мышцы.  Тренер подошел и сказал: «Дима, у тебя  борьба сломается, если ты будешь качаться». Но я с упорством продолжал это делать, а потом понял,  что  действительно  борьба ломается. Пришлось изменить подход к тренировкам, но дзюдо и наука навсегда в моем сердце. Дзюдо – интеллектуальный вид спорта. Мне всегда нравилось тактически и технически переиграть соперника, а не просто пересилить.

– Мухаметшин рассчитывал на Вас как на потенциального чемпиона?

– Сложно сказать. Михаил Николаевич использовал в работе эффект мягкой силы. Он плавно свое мнение внедрял в коллектив и смотрел на реакцию ребят. На кого делал спортивную ставку – те, как правило, добивались высот.  Он много  хороших спортсменов воспитал. Прежде всего потому, что четко видел сильные качества ребят и развивал их. Один был физически сильный, у другого была прекрасная техника, третий  дышал хорошо и был вынослив… 

Михаил Николаевич видел, что я учился хорошо и, когда я принял решение уйти с головой в учебу для поступления в МГУ, поддержал меня, сказал: «Иди и учись, но не забывай спорт». Я  ему за это очень благодарен.   Когда встаешь на новый путь, очень важно осознавать, что твои старые дружеские  связи не порваны, что уважаемые люди тебя поддерживают.

– Почему Вы решили уйти с головой в учебу? Когда сделали этот выбор?

– В 15-16 лет. У меня есть хороший пример отца, который закончил достаточно сильный вуз и при этом сумел выполнить дважды норматив мастера спорта СССР.  Мне он с детства объяснял, что уровня мастера спорта можно достичь без ущерба для учебы, если правильно организовать свою жизнь. Мне не хотелось бросать борьбу, и учеба нравилась. Поэтому   совмещал спорт и учебу. Все пять студенческих лет продолжал заниматься борьбой, побеждал в первенствах  по дзюдо  и самбо среди  вузов, был призером страны.

И все эти годы  продолжал тренироваться у Михаила Николаевича, который  относился  к своим спортсменам  как к людям, а не как к роботам.  Для него человеческий фактор был всегда выше спортивного. На мой взгляд, именно поэтому его ученики, возмужав, до сих пор поддерживают теплые отношения. Мы помогаем друг другу, мы – как одна семья.

Когда Михаила Николаевича не стало, на его место пришел один из его лучших учеников, Александр Хаустов. На тот момент у Александра была другая работа и другие возможности, но у него победило чувство ответственности за дело жизни своего учителя.  Он проиграл в деньгах, но обрел душевное равновесие и тотальную поддержку всех учеников Мухаметшина.

– Вы выполнили норматив мастера спорта, учась в МГУ?

 – Да. На мастерском турнире я занял первое место в абсолютной весовой категории, хотя обычно выступал в весе до 100 кг. В «абсолютке» на тот турнир имени Андреева заявились очень сильные борцы. Самый опасный соперник – мастер спорта Юрченко, которому ранее я проиграл на первенстве Москвы среди юниоров. Он весил 130 кг – здоровенный парень, потом стал третьим призерам Европы. Он выходил на поединок, брал соперника захватом сверху и вышвыривал с татами себе через голову.

Мухаметшин мне подсказал один контрприем – сделать подсадку и заплести ноги. Юрченко полез на меня, я сделал подсечку. Он упал и не понял, как упал, а подсечка – это моя коронка. Соперник падает на вазари, мое кимоно расплетается и накрывает ему голову. Дышать Юрченко нечем, он не может вырваться – моя победа.

Далее по турнирной сетке Юрченко побеждает всех тяжей, в том числе чемпиона России боковым переворотом, а в финале мы с ним снова встречаемся. Юрченко подходит ко мне и говорит: «Димон, я бы тебе отдал победу, раз на кону звание мастера спорта, но мой тренер сказал тебя порвать, мы к Европе готовимся».

Мы выходим на татами, я смотрю, а у соперника глаза округляются от спортивной  ярости, понимаю, что он снова будет пытаться бросить меня через голову. У меня был единственный шанс, делаю посадку, и за пять секунд схватка заканчивается. Юрченко очень расстроился. На награждении третий призер турнира – 140-килограммовый чемпион России мне высказал: «Если бы ты попал на меня, я бы тебя разорвал». Я ответил: «Для этого сначала у Юрченко надо было выиграть».

– Выполнив норматив мастера спорта, Вы все равно делали ставку на учебу…

–  Одно неудачное движение на татами, и карьеру борца можно было бы закончить из-за травмы… Мне всегда хотелось  иметь перед собой несколько открытых  дверей. К тому же я понимал, что олимпийским чемпионом уже не стану.

– Нет сожаления, что не стали профессиональным спортсменом?

– Конечно, я хотел стать  большим чемпионом, но при этом не готов был отказаться от новых знаний и практического опыта их применения в реальном деле. 

После окончания МГУ я работал в  управлении координации ресурсного обеспечения городских строительных программ столицы. Это десятки объектов, сотни поставщиков и стройплощадок, которыми надо эффективно управлять. Нам удалось усовершенствовать систему взаимодействия между ними, разработать новые регламенты деятельности и планирования, наладить необходимый контроль всех участников процесса строительства. Мне доверили руководить новым отделом управленческих технологий.

Тогда я разработал свою методику оптимизации бизнес-процессов, которая была внедрена в практику стройкомплекса столицы. Это позволило наладить бесперебойное снабжение предприятий и снизить себестоимость строительства.

Через пару лет я начал преподавать на кафедре менеджмента в Академии труда и социальных отношений. Одновременно учился в аспирантуре, защитил диссертацию по проблемам корпоративной культуры, стал кандидатом экономических наук. Это помогло глубже разобраться в процессе управления предприятиями, где важнейшую роль играет человеческий фактор.

– Что входит в  круг Ваших обязанностей как помощника депутата Госдумы?

–  В думский комитет по обороне постоянно поступают различные проекты, которые надо оценивать, в том числе с точки зрения  экономики: целесообразность проекта, его затратную  часть и так далее.  Мне дали пробный  проект для оценки, я справился, и мне предложили  стать помощником депутата.   

– Если Вам доверят дать оценку финансовым документам по деятельности  ЦСКА – учреждения Минобороны РФ, окажете протекцию родному для Вас клубу?   

–  В душе я армеец. Нет ничего плохого в том, чтобы в рамках закона помочь своему  любимому клубу.

– Почему Вы хотите стать депутатом гордумы Рязани?  

– Сегодня в России происходят большие изменения.  Мы понимаем, что из-за серьезной внешней угрозы нашей государственности меняются правила жизни в стране.  Роль государства становится сильнее, укрупняются мощные предприятия, мелкие и средние компании  уходят в прошлое, и в этой связи я хочу применить свои знания и навыки в управлении госпредприятиями и городским хозяйством.  

У государства три задачи: обеспечивать безопасность  граждан, увеличивать национальный доход и справедливо его распределять. Депутат работает  с людьми, он должен собирать наказы граждан, на заседаниях  гордумы выбивать финансирование для решения проблем граждан и постоянно отчитываться перед ними.  Получив необходимый опыт этой работы, человек может быть полезным в разных сферах управления.

В Рязани мои корни, я хочу, чтобы этот регион процветал, а не прозябал.  К выборам 9 сентября наше рязанское отделение ЛДПР  ведет  активную работу в своем избирательном округе, организует   детские турниры по футболу, концерты, а также уборку территории,  мелкий ремонт дорог и домов, просто помогаем людям.

На День Победы 9 мая мы провели в Рязани   праздничный концерт, организовали полевую кухню, в День России – детский конкурс  «Голоса России».

– Если станете депутатом гордумы, будете усиленно развивать в Рязани дзюдо? 

–  В Рязани прекрасная школа дзюдо. Среди ее представителей известные всему миру спортсмены Иван Нифонтов, Максим Кузнецов, Михаил Пуляев  и Юрий Панасенков. Я считаю, что в любом городе России нужно особое внимание уделять развитию массового спорта, популяризировать  физкультуру, строить залы и спортплощадки. 

– Вас вдохновляет, что наш президент Владимир Путин тоже дзюдоист?

– Это великолепный пример  того, как человек успешен в разных  направлениях  деятельности, когда он  гармонично развит. Наверное, это один из самых ярких  примеров. 

В России многие известные спортсмены прекрасно исполняют обязанности депутатов перед своими избирателями.  Мне очень симпатичен  борец Александр Карелин – интеллигентный, корректный и профессиональный  человек, дисциплинированный, трудолюбивый. Другой пример – олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира  по фехтованию на шпагах Павел Колобков. Он первым из спортсменов получил звание полковника, стал министром спорта, туризма и молодёжной политики нашей страны. Очень достойный человек и эффективный государственный деятель.

Спорт закладывает такие важные  качества  в человеке, как терпение, трудолюбие, умение работать в команде на результат. Это позволяет спортсменам добиваться успехов  в разных сферах деятельности.

– Что бы Вы посоветовали юному спортсмену, который встанет перед выбором – с головой уйти в учебу после окончания школы или пытаться достичь олимпийского пьедестала?

– Жизнь идет каждую секунду, и человек должен делать выбор. Заниматься лучше тем, что зажигает тебя изнутри, тогда есть мотивация и кураж, чтобы добиться результатов. Меня всегда привлекала учеба, новые знания; а если юного спортсмена больше вдохновляет спорт и он хочет превзойти в спорте своего кумира, надо идти к этой цели.

По-настоящему счастлив тот, кто нашел свое дело: значит, у него есть цель и смысл жизни. Для этого нужно понять свои  истинные стремления,  оценить собственные силы и потенциал.

 У меня есть друг Дмитрий Ходанович, он старше меня на 10 лет, у него третий дан по джиу-джитсу, он вице-президент федерации.  Я с ним однажды боролся, сильный парень. Потом  я узнал, что он лауреат международных  конкурсов  по игре на баяне.  На  французском телевидении про него сделали  фильм, потому что человек  обладает  уникальной техникой игры на баяне. Талантливый и целеустремленный человек может совмещать разные виды деятельности и быть успешным. Надо только потерпеть, поднапрячься и добиться результата, к которому стремишься.

Любой выбор, который мы делаем – это риск. Но, как говорит экономический гуру Нассим Талеб, люди, не берущие на себя никаких рисков, как правило, не понимают, как устроен реальный мир.

Поэтому надо следовать мудрому правилу: мыслить с пессимизмом, действовать с оптимизмом.

– Вы сказали свое «последнее слово» в спорте?

–  Я бы, наверное, хотел выиграть чемпионат мира среди  ветеранов, поэтому  регулярно выступаю, был призером в Москве,  в России и в Европе. Эта цель меня мотивирует, правда,  пока не знаю, что буду делать, если стану чемпионом мира.

Жизнь длинная, торопиться  некуда.  Может быть, две мои прекрасные дочки добьются больших успехов в художественной гимнастике, которой они занимаются. Я буду счастлив, и тогда мое слово в спорте никогда не будет последним.

Просто важно понимать, что в жизни справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать того, что хорошо и разумно, и делать добрые дела. Как в шутку говорят: жизнь, конечно, нелегкое занятие, но только первые сто лет.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Дмитрий РЕПНИКОВ

Родился 8 декабря 1981 года в Москве. Мастер спорта России по дзюдо. Занимался дзюдо в ЦСКА под руководством М.Н. Мухаметшина. Окончил МГУ в 2004 году (специальность – «математик»). Кандидат экономических наук («Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)»). Окончил Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (2016). Специалист по государственному, муниципальному и корпоративному управлению. Владеет английским. Женат. Воспитывает двух дочерей. Живет в Рязани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top