Владимир Чащин: «Дзюдо стало другим, но сохранило все, за что мы его любим»
- 1.Проиграли туркам
- 2.Автомобиль тренеру
- 3.Николаю Королёву – 65!
- 4.«Серебро» и две «бронзы» «Лиги Европы»
- 5.«ДЗЮДО. Страницы истории»
- 6.Владимиру Константинову исполнилось 65 лет
- 7.Победы на «Большом шлеме» в Абу-Даби
- 8.Нацелены на лучший результат в истории
- 9.№ 2021.5
- 10.2021.6
- 11.Владимир Чащин: «Дзюдо стало другим, но сохранило все, за что мы его любим»
Есть люди, способные кардинально менять свою жизнь, сферу деятельности. Но благодаря феноменальному трудолюбию, упорству, увлеченности любимым делом они вновь и вновь добиваются успеха. Именно таким человеком является наш сегодняшний собеседник Владимир Чащин.
– Владимир Григорьевич, когда Вы поняли, что будете тренером? Как это происходило, были ли ошибки на этом пути?
– Заниматься борьбой самбо я стал очень поздно, в 15 лет. Меня случайно приняли в секцию, так как конкуренция была высочайшей. Тогда меня приметил мой тренер Карамутдин Якубович Калимулин. Затем – травма и служба в рядах Советской Армии. В армию я ушел, как все ребята, и отслужил в войсках связи от звонка до звонка. У меня не было ни званий спортивных, ни образования. В 1974 году, в 20 лет, я демобилизовался и, как многие, ударился в алкоголь. И вот в таком неприглядном состоянии встретил в троллейбусе своего тренера. Разговор вышел коротким и неприятным. Несомненно, как спортсмен я для него не представлял никакого интереса; он увидел во мне парня, которому просто надо было помочь – и не прошел мимо. После его «напутствия» я уже не расставался с борьбой. Тренировался каждый день. Куртка самбо не успевала просыхать. Работал я тогда на оборонном заводе и имел огромный заработок, аж 390 рублей. Но, по совету моего наставника, уволился и стал работать тренером с окладом в 70 рублей. Причем под угрозой увольнения, так как образования у меня не было. Поэтому я поступил в педагогическое училище и одновременно тренировал мальчишек. Совмещать это было чрезвычайно сложно, так как обучение было дневное. После училища я поступил в педагогический институт и получил высшее образование. Тренерская работа поглотила меня всего. Я жил ребятами и борьбой. В тот период я полностью переориентировался на дзюдо. Отдавая себя всецело работе, не замечал, что у самого росли двое сыновей. Собственные дети практически не видели меня, так как мои воспитанники сразу ворвались в сборные команды ВДСО «Трудовые резервы» и СССР. А это требовало постоянного присутствия на соревнованиях и сборах. Незаметно для себя я совершил огромную ошибку, от которой хотел бы остеречь молодых тренеров. Семья – это стержень, основа основ существования человека и жертвовать ею нельзя, даже из-за благих намерений и великих целей.
– Кто для Вас в то время был авторитетом, у кого учились? Кто реально помогал в становлении?
– В Пермской области борьба дзюдо была на подъеме. Локомотивом её были Вячеслав Коновалов, Валерий Лузин, Ринат Абдулов, Василий Шлыков. Все они способствовали моему становлению как тренера. В этом смысле мне сильно повезло. В меня тогда поверил председатель Пермского областного совета «Трудовые резервы» Лев Александрович Блюмкин и предоставил возможность создать первую секцию дзюдо. Затем новый председатель Борис Сергеевич Щербаков практически предоставил мне 90% площадей Дома спорта, три огромных зала. И с этого периода я стал лидером, так как был замечен старшим тренером Российского Совета ВДСО «Трудовые резервы» Эмилем Файзулиным, а затем и старшим тренером ЦС ВДСО «Трудовые резервы» Константином Царану. Файзулина сменил Владимир Ельчанинов. Это выдающиеся люди, которые с нуля создали отличную школу дзюдо в ВДСО «Трудовые резервы».
– «Трудовые резервы», конечно, не были ведущим ведомством в дзюдо, но это был коллектив молодых, дружных, и в какой-то мере амбициозных тренеров, многие из которых стали очень известными личностями в мире дзюдо. Расскажите о том времени.
– Мы все тогда пахали как рабы на галерах. В этом обществе выросли такие видные спортивные деятели, как один из самых выдающихся тренеров по дзюдо Александр Миллер, арбитр олимпийской категории, член судейской комиссии ЕСД (1998-2016) Василий Смолин (старший), заслуженные работники физической культуры России, заслуженные тренеры России Александр Супрун, Николай Королев, Сергей Титов. Особое место в жизни ВДСО «Трудовые резервы» занимает создание специализированных групп со спортивным уклоном и одновременно – Центров олимпийской подготовки. Эта идея была осуществлена Константином Царану. Считаю, что за этот уникальный проект, созданный в СССР, необходимо было присваивать Звезду Героя, так как он дал возможность раскрыться многим выдающимся тренерам и спортсменам. В Пермском областном совете ВДСО «Трудовые резервы» такой Центр я создал в 1985 году. Он базировался на территории СПТУ-№39 под руководством удивительного человека, директора этого училища Николая Рукавишникова. А вообще, Центр имел разветвленную сеть по всей области. В городе Соликамске работал заслуженный тренер России Николай Данилов, в Закамске работали заслуженные тренеры России Марат Бибарцев, Михаил Шимко, Алексей Колотов, Василий Шлыков. В Березниках работал заслуженный тренер России Альберт Ахметзянов. Ну и конечно город Пермь, где концентрировалась основная подготовка как тренеров, так и спортсменов. Там работали все вышеперечисленные тренеры, а также Игорь Смышляев, Светлана Чащина. Центр имел три больших зала, оборудованных татами, и общежитие, где жили спортсмены со всего Советского Союза и регионов России.
– При подготовке высококлассных спортсменов необходимо научное сопровождение…
– По аналогу сборной команды СССР я создал прекрасную группу научного контроля. В нее входили доктора педагогических наук В.В.Маркелов и А.В.Еганов, кандидат педагогических наук А.Н. Капустин. Каждый из них внес значительный вклад в развитие этого Центра. Особую роль сыграл Александр Васильевич Еганов. Он тогда внедрял свою уникальную методику для подготовки дзюдоистов высокого уровня. Каждый спортсмен имел индивидуальный многолетний план подготовки, выстроенный Александром Васильевичем, что позволяло значительно повышать эффективность тренировочного процесса, приучало спортсменов к самостоятельности и грамотному, профессиональному отношению к подготовке. Одновременно позволяло тренерам больше времени уделять тем атлетам, которые непосредственно готовились к ответственным соревнованиям. Каждый спортсмен был досконально и всесторонне протестирован по уникальной методике Еганова. При создании Центра олимпийской подготовки все вышеперечисленные тренеры, в том числе и я, еще не имели статуса заслуженных – эти высокие звания мы заслужили, уже в процессе работы. Во всех филиалах пермского Центра царила уникальная творческая атмосфера, это был своего рода конвейер по созданию высококлассных спортсменов и тренеров. Практически все юные дзюдоисты Пермской области, перед тем как вступить во взрослый спорт, проходили обучение в центре. Огромное количество местных борцов высокого уровня сыграло позитивную роль в подготовке наших лидеров – заслуженных мастеров спорта Владимира Шестакова, Дмитрия Сергеева, мастеров спорта международного класса Фанави Зекрина, Андрея Юшина. Одновременно происходил рост молодых спортсменов и отпадала необходимость в привлечении сторонних спарринг-партнеров.
– В те годы в Перми было много успешных тренеров, и казалось, это была дружная команда. Как, на Ваш взгляд, работать бригадой более эффективно?
– В то золотое время я применил бригадный метод работы тренеров. Каждый тренер получал то, что он заслужил в соответствии с достижениями его воспитанников. И было неважно, тренировал он своего воспитанника или передал его более подготовленному специалисту. В «Трудовых резервах» данное положение выполнялось неукоснительно. В других обществах все было сложнее. Кроме того, бригадный метод контролировался школой высшего спортивного мастерства Пермской области под руководством заслуженного тренера России Виталия Блинова, который внес в работу этой школы бесценный вклад. В пермском Центре олимпийской подготовки выросли заслуженный тренер России, тренер сборной России Константин Философенко; заслуженный тренер России, заслуженный мастер спорта по дзюдо Дмитрий Сергеев; заслуженные мастера спорта по самбо Марина Захарова (Злобина), Ольга Клинова (Чирцова), Оксана Соловьёва (Болтенкова), мастера спорта международного класса по дзюдо Татьяна Бокомягкова, Николай Кутергин, Андрей Юшин, Алла Куликова, Зульфия Гарипова; мастера спорта международного класса по самбо Александр Караханов, Олег Лебедев, Ольга Любченко, Ирина Сайзафарова (Павленина), Юлия Овчинникова, Елена Троян; мастера спорта Радик Кашипов, Вячеслав Трегубов, Павел Гладких, Алла Валишина, Ольга Пичкалева (Григорьева), Олег Михеев и многие другие
За каждым из этих спортсменов, многие из которых сейчас с успехом трудятся тренерами, стоит удивительная история достижений на Олимпийский играх, чемпионатах мира и Европы, чемпионатах СССР, России и многих других престижных международных и республиканских соревнованиях. И все это – благодаря созданной нами школе дзюдо в пермском Центре олимпийской подготовки ВДСО «Трудовые резервы».
Наш центр был лидером в ЦС ВДСО «Трудовые резервы». Ежегодно он готовил до десятка чемпионов и призеров нашего общества, а также победителей и призеров Советского Союза и многих международных соревнований. Такое же количество спортсменов принимало участие в совместных учебно-тренировочных сборах со сборной командой СССР. Все спортсмены и тренеры были обеспечены спортивной формой и ежегодной стипендией в виде талонов на питание на значительную сумму. То же касается и резервного состава Центра. Все это сказывалось на результатах.
Как следствие, в 1987 году на командном Кубке СССР мы заняли третье место. Это был оглушительный успех для дружной команды ВДСО «Трудовые резервы», так как мы боролись со знаменитыми обществами ЦСКА, «ДИНАМО», ВЦСПС, где дзюдо было одним из стержневых видов спорта и развивалась в течение десятилетий. Тогда команду готовил я как председатель тренерского совета общества. Отрадно, что половина сборной ЦС ВДСО «Трудовые резервы» состояла из моих воспитанников Пермского центра олимпийской подготовки. Это были мастера спорта Ринат Кашипов, Алексей Суслин, Олег Лобан, Олег Михеев, Сергей Мокеев. Помимо этих спортсменов, на Кубке за другие общества боролись и другие наши ученики.
Сейчас трудно представить, что государство могло себе позволить такие колоссальные финансовые затраты на поддержание и развитие спорта и воспитание молодежи в целом. «Трудовые резервы» были кузницей не только спортсменов и тренеров, но и настоящих людей. Здесь молодежи помогали встать на ноги – тому есть огромное количество примеров… Но все это ушло безвозвратно. Теперь такой помощи государство не оказывает. Хотя количество и качество залов в Пермском крае, да и во всей Российской Федерации, увеличилось кратно. Нонсенс. Сейчас я, в основном, живу в Москве, восхищаюсь здешними условиями для молодежи и мечтаю, что такие условия будут повсеместно.
– Работая в сборных командах, Вы общались со многими ведущими тренерами страны. Кто на Вас произвел самое сильное впечатление?
– Я работал в сборной молодёжной команде СССР, где был потрясающий климат. Её старший стренер Владимир Николаевич Каплин собрал вокруг себя выдающихся специалистов дзюдо: Леонида Федоровича Ерёмина, Валерия Ивановича Вострикова, Владимира Михайловича Невзорова и многих других. Мне опять посчастливилось оказаться в уникальном обществе, которое приняло участие в становлении таких великих спортсменов, как Сергей Косоротов, Башир Вараев, Юрий Меркулов, Виктор Поддубный и многих других.
– Вы один из тех, кто начал культивировать женское дзюдо в стране. В то время все думали, что наши девочки обязательно будут в мировых лидерах. Но, увы, этого не случилось. Как Вы считаете, почему?
– Когда мои ребята стали переходить во взрослый спорт, их пришлось передать в те общества, где создавались лучшие условия для достижения высших спортивных результатов. Это «Динамо» и «ЦСКА». А меня пригласили в молодежную команду девушек. Неожиданно для себя я согласился. Всю мужскую гвардию передал под руководство заслуженного тренера СССР Валерия Лузина в «Динамо». Таким образом, мне посчастливилось принять участие в создании женского дзюдо в СССР. Там пригодилась практика, которую мы с успехом применили в «Трудовых резервах» и мужской сборной команде СССР.
В женской молодежной команде процветала уникальная атмосфера дружбы и творчества. Локомотивом был её первый старший тренер, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России Александр Владимирович Яковлев. Он сумел создать в сборной команде СССР настоящую школу по воспитанию спортсменов, которые постоянно учились не только на сборах, но и дома, получая индивидуальные планы, которые готовил им тренерский коллектив сборной. Это дало результаты на международном татами.
Не берусь судить о причинах нынешнего низкого уровня российского женского дзюдо на международной арене, но уверен, что они прежние. Это низкий профессиональный уровень тренерского состава на местах. Трудно работать, когда со сборниками приходится, в буквальном смысле, начинать все с азов. То есть, как передвигаться, как взять захват и так далее. В настоящий момент в сборной женской команде России работают очень квалифицированные тренеры. Очень. В том числе наши пермские воспитанники Константин Философенко, Любовь Брулетова и Ирина Родина. Но, на мой взгляд, пока результат плачевный. Основная причина, по моему мнению, кроется, как и прежде, в низком качестве поставляемого в сборную команду контингента. В очень низком. Спортсмены рвутся вперед, фанатично тренируются, а результата нет, поскольку необходимой школы нет, ее так и не подтянули к международному уровню. А в сборной команде всех этих проблем не решить, задачи другие. С другой стороны, тренеры могут постоянно повышать свой профессиональный уровень, пользуясь интернетом. Появилась уникальная возможность изучать дзюдо как в теории, так и из практики, просматривая спортивные соревнования в России и в мире. Об этом мы и не мечтали даже. В наше время даже журналы были в диковинку. Поэтому – дело в желании и ответственности за свой труд перед воспитанниками и страной. Может быть, этих качеств и не хватает на местах тренерам, занимающихся женским дзюдо.
– Кто для Вас был идеальным дзюдоистом?
– Моим кумиром в дзюдо был и остается Владимир Невзоров. Он будоражил мое сознание не только своими личными достижениями, но и как тренер был для меня огромным авторитетом. Мне посчастливилось с ним работать несколько лет. Мы и сейчас друзья. Вообще, в Советском Союзе было много потрясающих профессионалов дзюдо. Все они были для меня примером и легендой. Пермский и челябинский Центры олимпийской подготовки вырастили огромное количество выдающихся спортсменов и тренеров. Правда, челябинский Центр во главе с Александром Миллером процветает и поныне, а пермский, увы, приказал долго жить, как и «Трудовые резервы». Но я оставил своим воспитанникам огромное богатство в виде знаний и опыта, которого у меня в начале тренерского пути не было, а также отличную материальную базу, имидж региона и возможность каждому проявить себя в роли лидера. Сейчас дзюдо в Пермском крае развивается в других обществах. Созданы отличные условия для ребят, и я уверен, что это все поможет нашим воспитанникам вновь занять лидирующее положение в России и на международном татами.
– Как Вы приняли решение об уходе из большого спорта? Как складывалась жизнь после этого? Чем занимаетесь сейчас?
– Почему я ушел с тренерской работы? Просто обиделся. На самом пике достижений у меня отобрали залы, урезали количество мест в спортивном лагере… Новый председатель стал развивать волейбол, а дзюдо он просто отодвинул на задворки. Можно было, конечно, уехать. Приглашали. Но я ушел. Десять лет вне борцовского ковра я посвятил бизнесу. Это были трудные, но чрезвычайно интересные годы. Бизнес – это как спорт. Он зиждется почти на таких же правилах и законах. В бизнесе так же необходимо уметь терпеть, держать удар, глубоко анализировать, заниматься безопасностью, изучать правила и законы. Так же необходимо создавать команду из узких специалистов, наподобие группы научного контроля. Бизнес – это и спорт, и война одновременно. Были успехи и падения. Но кто не падал – тот не поднимался. Сейчас бизнесом занимается моя семья. А я вернулся в спортивную жизнь. Теперь я председатель Пермского регионального отделения ОГФСО «Юность России». В этом объединении огромное внимание уделяют развитию борьбы самбо и дзюдо. Особое место занимает программа «Самбо в школу». Её локомотивом является Орловское региональное отделение во главе с заслуженным тренером России Николаем Королевым. Я также являюсь участником Ассоциации спортсменов «МЫ РОДОМ ИЗ САМБО».
– Уверен, Вы следите за современным дзюдо, в котором в последнее время происходят большие изменения. Как, на Ваш взгляд, меняется дзюдо? – Как представителю старшего поколения, мне не все нравится в новом дзюдо. А оно действительно новое. Но я с удовольствием наблюдаю за этими переменами и должен отметить, что дзюдо стало зрелищнее и динамичнее. Что-то стало лучше, а что-то, на мой взгляд, необходимо было оставить. Тем не менее, дзюдо осталось удивительным, зрелищным, грациозным и интеллектуальным видом спорта. Дзюдо стало другим, но сохранило все, за что мы его любим!