Эцио Гамба: «Следую только спортивным принципам»
- 1.Эцио Гамба: «Следую только спортивным принципам»
- 2.Олимпийская лотерея Башира Вараева
Интервью журналу «Мир дзюдо» дал главный тренер мужской сборной России по дзюдо Эцио Гамба.
– Синьор Гамба, какие результаты уже принесла ваша работа со сборной России?
– Вначале сборная России состояла из разрозненных групп спортсменов, и ребята между собой практически не общались. Для нас это была самая болевая точка. А сейчас у нас настоящая слаженная команда, которая проводит 300 дней в году на сборах. Ребята живут и тренируются вместе, и дружеские отношения между спортсменами – залог высоких результатов. С 2009 года мы ведем подготовку к Олимпиаде, и сегодня имеем оптимистические планы относительно наград в Лондоне.
Все члены нашей команды понимают, что они находятся наверху, на высших строчках, и для них созданы все условия, чтобы они двигались вперед и становились лучше. Мы работаем безо всякого давления, при полной поддержке руководства ФДР. Все понимают, что сейчас не нужно гнаться за минимальным результатом, а требуется последовательно двигаться к главной цели.
– Есть ли уже претенденты на поездку в Лондон?
– Думаю, что четыре наших спортсмена могут реально рассчитывать на медали Олимпиады. Путевки в Лондон россияне могут завоевать в весовых категориях до 60, 66, 73, 81, 90 кг. Хорошие шансы есть и у Тагира Хайбулаева в категории до 100 кг. Безусловно, в тяжелой весовой категории есть определенные проблемы. На протяжении многих лет лидерами были Тамерлан Тменов и Александр Михайлин, которые решали задачи команды на всех крупных турнирах. А сейчас в связи с тем, что Тменов завершил карьеру, а у Михайлина есть серьезные проблемы с коленом, место лидера в этой весовой категории свободно.
– Сложно ли будет выбрать одного спортсмена в весе?
– Сейчас мы разрабатываем стратегию роста спортсменов. Сложно бывает, когда нет кандидатов, а когда на первую роль в каждом весе претендуют два-три спортсмена, выбор, конечно, бывает трудным, но это упрощает работу.
– Синьор Гамба, как для вас начиналась работа в России?
– Было очень интересно окунуться в новую атмосферу, узнавать каждый день что-то новое. Но затем я освоился, оценив все возможности, созданные для работы. После беседы с Аркадием Ротенбергом и Сергеем Соловейчиком пришло понимание того, что в работе со сборной России будет сделано все возможное, чтобы команда могла тренироваться в хороших условиях, показывая максимальный результат.
Когда я начал работать в России, у меня изначально было совсем другое представление о русских. Я всегда воспринимал их как своих собственных спортивных оппонентов или оппонентов своих учеников, когда речь шла о соревновательном процессе. Совсем другое – человеческие отношения. Видеть таких открытых людей, как мои подопечные – это большой сюрприз, большая неожиданность. У нас очень хорошие отношения, мы прекрасно понимаем друг друга.
– В вашей методике тренировочного процесса есть какие-то изюминки?
– Я стараюсь сделать так, чтобы мои подопечные не уставали от однообразия, чтобы им было интересно со мной заниматься. Поэтому на каждом сборе придумываю что-то новое, чтобы у них не пропал азарт, сохранялось хорошее рабочее настроение. В современном спорте очень многое значит психологическое состояние спортсменов, вот мы и стараемся создать нужный микроклимат в команде. Но сделать это одному очень сложно, практически невозможно, поэтому я набрал себе в команду тренеров. Старался привлечь к работе тех, кто сам в прошлом выходил на татами, чтобы они могли своим примером донести до спортсменов какие-то идеи, показать тот или иной прием.
Важно также донести до спортсменов мысль о том, что не на каждом соревновании необходимо показывать максимальный результат. Иногда ситуация складывается таким образом, что отдельный старт является частью подготовки к более важному и ответственному турниру. Не всегда нужно форсировать форму и опережать события. Победы обязательно придут, если следовать четко разработанному плану.
– Как формировалось мастерство тренера Эцио Гамбы?
– Кое-что я взял из своего спортивного прошлого, многое мне дали специальные курсы в Италии, кроме того, мне очень повезло с тренером, который занимался со мной пять лет – с 16 до 21 года. Его зовут Мацами Мацушита. Он очень много дал мне в плане техники, в которой хорошо разбирался. Будучи уже тренером сборной Италии, я познакомился со спортивным директором Федерации Виториано Романаччи. Он замечательный специалист, прекрасно разбирающийся в планировании тренировочного процесса, один из лучших специалистов по физподготовке спортсменов высокого класса. Кроме того, я ведь всю жизнь в дзюдо, у меня было много возможностей путешествовать и общаться с разными интересными людьми, профессионалами своего дела – великими спортсменами и замечательными тренерами. Если все это вместе взятое суммировать, то и получится тот Гамба, с которым вы сейчас разговариваете.
– А что это за маленькая Олимпиада, которую вы проводите для своих подопечных?
– Это задумка, направленная на то, чтобы психологически разгрузить ребят. Она позволяет поднять моральный дух команды, немного их раскрепостить и еще больше сплотить коллектив. Иногда хорошо вот так в шутливой форме поиграть, посоревноваться друг с другом в метании копья, диска, толкании ядра, беге, прыжкам в высоту и других видах. Мы это делаем и для того, чтобы в будущем сравнить показанные спортсменами результаты и внести коррективы в формирование индивидуального плана подготовки некоторых ребят.
– Есть ли у сборной капитан?
– У нас нет капитана, во главе всегда стоит команда. И это очень важно, потому что каждый из нас, и я в том числе, являемся частичкой одного целого, и мы все работаем на общий успех.
– Как поживает ваша олимпийская медаль?
– Победа на Олимпийских играх в Москве в 1980 году была моим топовым моментом, высшей точкой. Но считаю, что своей наилучшей формы я достиг в 1984 году, к Олимпиаде в Лос-Анджелесе.
– Есть ли какие-то нюансы, которые мешают раскрыть вам тренерский потенциал?
– Команде очень плохо, когда кто-то недоволен результатом. Это противоречит и моей позиции, потому что это было совместное решение с руководителями Федерации, которые пригласили меня в качестве тренера. Но были и есть люди, недовольные приглашением иностранца. Для меня это не очень важно, за моими плечами девять Олимпиад. Но такое всегда тяжело слышать спортсменам. Во всех остальных моментах мы работаем на высочайшем уровне, безо всяких проблем.
– Есть ли у вас какие-то критерии отбора в сборную?
– Когда я принимаю решение о включении в состав того или иного парня, я руководствуюсь только спортивными принципами. Мне нет дела до любых неспортивных моментов, у меня нет истории общения с этим человеком или его окружением. На меня ничто не давит, я просто смотрю и решаю, нужен этот спортсмен команде или нет. В этом плане мне намного легче, чем российским специалистам.
– Некоторые специалисты считают очень неудачными сроки проведения чемпионата России в Екатеринбурге. Вы согласны с этим мнением?
– Что-либо поменять, найти какие-то другие сроки в этом году невозможно. Но в следующем, 2011-м, чемпионат планируется или на конец апреля или на начало сентября.
– Синьор Гамба, как у вас с русским языком?
– Знаю несколько слов. Но у меня совершенно нет времени для учебы. Я начинаю работу в 7 часов утра и заканчиваю в 10 вечера, поэтому учу язык в процессе работы.
– Как относится семья к вашей работе в России?
– У меня замечательная жена и два не менее замечательных ребенка. Дочке Софии 15 лет, сыну Джакомо – 11. Конечно, очень жаль, что они так далеко от меня, мы скучаем друг без друга. Но так уж сложилась судьба! Они прекрасно понимают, что я не могу без дзюдо, уже привыкли к тому, что главы семейства часто не бывает дома. Я с женой знаком уже 30 лет, а когда родились дети, я уже был тренером. Так что к режиму моей работы все привыкли. Когда появляется возможность вернуться на родину, то все время провожу с ними. Не думаю, что для моих детей это такая уж большая сложность, а вот супруге, наверное, очень трудно, потому что все заботы легли на ее хрупкие плечи. К тому же она молодая женщина, и для нее непросто находиться без мужа (улыбается).
Беседовал Анатолий Осокин, фото автора.
Цитата: Но были и есть люди, недовольные приглашением иностранца. Для меня это не очень важно, за моими плечами девять Олимпиад. Но такое всегда тяжело слышать спортсменам. Во всех остальных моментах мы работаем на высочайшем уровне, безо всяких проблем.