skip to Main Content

Первопроходец российского дзюдо

Серия публикаций №3 2018

23 мая в Санкт-Петербурге состоялся юношеский турнир по дзюдо памяти Анатолия Рахлина. В этом году он посвящен 80-летию Учителя. Мы беседуем с его сыном, заслуженным тренером России Михаилом Рахлиным.

Михаил Рахлин

– Михаил Анатольевич, 23 мая мы будем отмечать 80-летие со дня рождения Вашего отца Анатолия Рахлина. В городе уже в шестой раз пройдет юношеский турнир его памяти.

– Да, мы стараемся, чтобы имя отца в его родном Петербурге помнили, брали пример, продолжали его дело. Он это заслужил! Для ребят турнир – большой праздник, для тренеров – возможность встретиться, пообщаться, для друзей и «выпускников» нашего клуба – повод собраться, вспомнить свою юность. Для меня самого это больше, чем спортивное соревнование. Рад, что за шесть лет своего существования турнир успел не только стать одним из заметных событий Петербурга в мае, но и за короткое время вырос до международного уровня.  Уже несколько лет подряд к нам приезжают участники из Европы, стран СНГ. Ведутся переговоры с представителями федераций дзюдо Латинской Америки, которые заинтересовались возможностью привезти в Петербург своих спортсменов. Ждем гостей из Японии, поскольку с этой страной нас, наш клуб связывают многолетние, очень теплые дружеские и партнерские связи. Наш турнир намечен на 23 мая – день рождения отца. Рад, что память о тренере Анатолии Рахлине жива, из года в год вновь и вновь собирая нас вместе.

Вам нравится, когда Вас называют продолжателем дела отца? Это большая ответственность?

– Своей фамилией, делом – всем, что унаследовал от своего отца, я горжусь! 50 лет на тренерской работе, 100 мастеров спорта и три-четыре поколения воспитанных им нормальных, честных и порядочных людей… Об отце заговорили только в 2000-е как о тренере Владимира Владимировича Путина. Хотя среди специалистов дзюдо он пользовался авторитетом еще с начала 1970-х, когда в СССР появился этот вид спорта и его воспитанники стали завоевывать медали. Отец был сильным, волевым человеком, не терпевшим ни малейшей несправедливости, порой очень жестким, никогда не шел ни на какие компромиссы. Его характер отточился в блокадном детстве. Потом служил на флоте, что тоже стало школой жизни. Отца часто обманывали, обходили с поощрениями, с присвоением званий, забирали уже подготовленных спортсменов в СКА и «Динамо». Так что, уже будучи заслуженным тренером, он продолжал бороться – с системой, с недоброжелателями, отстаивать свои принципы и убеждения. И так – всю жизнь. Этакий Дон Кихот в российском дзюдо!

– Анатолий Рахлин по жизни был новатором, первым что-то начинал, организовывал. А сегодня такие же подвижники, каким был он, в петербургском дзюдо остались?

– Да, такие люди еще остались. Но их единицы.

То есть существует такая проблема, как дефицит тренерских кадров?

Михаил Рахлин  и спортклуб "Явара-Нева"
Михаил Рахлин и спортклуб “Явара-Нева”

– Не сказал бы, что в Санкт-Петербурге так плохо обстоят дела в области спорта, однако, считаю, поработать есть над чем. Настоящих специалистов, кто готов работать на результат, выводить учеников на высокий уровень, увы, мало. Не все готовы выкладываться. Ведь надо очень много сил тратить на своего воспитанника, почти все время посвящать ему. Не только тренировать, но и решать массу вопросов с его образованием, жильем, со службой в армии. Это мой отец и подобные ему «сумасшедшие» были готовы изо дня в день возиться с детьми, учить их дзюдо и носы подтирать. Это даже не обсуждалось: живи, делай свое дело честно день за днем, год за годом – и так всю жизнь. Детский тренер – это ведь не работа. Это – склад характера. Для спортсменов ты и учитель, и воспитатель, и папа с мамой.  Думаю, проблема может быть решена с введением системы профаттестации или даже лицензирования тренерской деятельности. Последнее станет эффективным способом пресекать так называемых «тренеров» – случайных людей, которые представляются специалистами, при этом не имея ни должного образования, ни морального права работать с людьми. В 1990-е годы был трудный период, когда многие люди, получив образование тренера, уходили в другие сферы просто потому, что не было стимула работать за мизерные деньги. Сейчас тренеры получают зарплаты, скажем так, средние по городу, могут набирать платные группы. Поэтому «просто тренеров» хватает.

Вы сами продолжаете тренировать или занятость не позволяет?

– Сейчас очень много времени отнимает решение всяких организационных вопросов, но я продолжаю проводить занятия, тренирую зачастую по два раза в день. В моей команде есть несколько сильных кандидатов в мужскую и женскую команды национальной сборной. Высоки шансы, что кто-то из них в 2020 году поедет на Олимпиаду. Моя задача – результативно пройти с ними нынешний олимпийский цикл и подготовить к ответственным соревнованиям.

Человек должен быть по своему духу спортсменом, стремиться всегда побеждать?

– Без этого в спорте нельзя достичь высот. Поэтому тренеры обращают внимание в первую очередь на характер ребят. Однажды у меня был случай – один из учеников никак не слушался, я его схватил за плечи, оторвал от земли, и, держа на весу, стал объяснять, что меня надо слушаться, что я большой, взрослый, а он еще маленький. И вдруг он как начал меня молотить руками и ногами! Вырвался, хотел убежать. Я сказал ему: «Ты будешь бороться! У тебя есть характер». Также и мой отец брал к себе в секцию не того, кто больше может отжаться или подтянуться на турнике, а того, кто сильнее хочет и старается.

Много сейчас желающих заниматься дзюдо?

– В огромной России – немногим более трехсот тысяч дзюдоистов на всю страну, а в маленькой Японии – около пяти миллионов. Что тут добавить! Чтобы вырастить хорошего дзюдоиста, в него с малых лет нужно вкладывать. Но, знаете, я оптимистично настроен. Талантливые дети были и есть всегда.

Что касается общегородской статистики, то всплеск популярности дзюдо наблюдался в 2000-е. Правда, затем число желающих заниматься дзюдо заметно снизилось. Спад этот коснулся не только дзюдо, но и ряда других видов спорта. 

– В чем Вы видите причину?

– Наша главная проблема в том, что в детских соревнованиях выступают по 400-500 человек, а к молодежному возрасту никого не остается. Замечу, что все это касается дзюдо и многих других видов единоборств. На мой взгляд, есть три причины: тренерский фактор, ЕГЭ и призыв в армию. Во-первых, не все тренеры способны заинтересовать своих воспитанников спортом, замотивировать на результат. Лет до 15 можно детей и родителей обманывать, сдирать с них деньги, «тренируя» ради своей финансовой выгоды. Но дальше-то что?  Во-вторых, нынешний формат сдачи экзаменов играет против нас: на спорт у детей уже не хватает времени. Талантливые уходят. А те, кто продолжают более-менее успешно совмещать учебу и тренировки, в 18-20 лет сталкиваются с очередным препятствием в виде срочной службы в армии. Раньше, еще в Советском Союзе, для таких призывников были сформированы спортроты. Сейчас, к сожалению, иная система. Однако, если говорить объективно, в регионах нашей большой многонациональной страны по-разному оценивают результаты ЕГЭ. И условия для призыва на срочную службу тоже разные.

– А как Вам удается справляться со всеми проблемами? Ваша школа олимпийского резерва по дзюдо имени Анатолия Рахлина славится в Петербурге своими спортивными кадрами.

– Слава Богу, у нас в СШОР всегда ровный приток детей. В течение последних пяти-шести учебных лет мы проводим уже не набор, а отбор. Предлагаем желающим заниматься выполнить несколько простейших упражнений – отжимания, кувырки. То, что они должна были получить на уроках физкультуры в школах. Тем, кто не прошел, советуем позаниматься самостоятельно и приходить к нам через некоторое время.

Помимо этого, мы поддерживаем интерес к своему виду спорта через сотрудничество с близлежащими детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательной школой. Проводим для их учащихся уроки физической культуры с элементами дзюдо. Благодаря таким коллаборациям мы имеем приток в дзюдо детей, а образовательные учреждения бонусом получают обустроенный спортивный зал для занятий своих детей и профессиональных тренеров-наставников.

В ближайшие два-три года планируем построить и запустить многоуровневую инфраструктуру – комплексную детско-юношескую спортивную школу.

Расскажите о проекте подробней.

– Это будет центр не только для дзюдо. Я выбрал еще три вида спорта, которые в Петербурге успешно развиваются на протяжении многих лет, имеют большие традиции и в то же время испытывают проблемы с тренировочными базами: фехтование, художественная гимнастика и пулевая стрельба. В Ленинграде-Петербурге каждый из этих видов спорта имеет свою историю, успехи и сложившуюся тренерскую школу. Одновременно с этим готовимся реализовать еще один план по созданию в Курортном районе Петербурга загородного филиала нашей будущей школы для круглогодичной подготовки спортсменов. Здесь будет организована научно-методическая площадка для проведения различных мероприятий для профессионалов от спорта. Правительство города поддержало нашу инициативу.

Таким образом, мы не создаем нечто с нуля, а ставим задачей усовершенствовать уже сложившуюся жизнеспособную систему, вносим вклад в ее материально-техническое оснащение.

У нас в городе подавляющий процент спортивных школ и училищ олимпийского резерва не обладают нормальной материально-технической базой, отсутствует современная, хорошо развитая инфраструктура. Необходимо создавать новые комплексы с полноценной системой площадок и тому подобное. Кто-то ведь должен начать строить, созидать? Рад, если мы окажемся в этом первыми, как в свое время тренером-первопроходцем был неравнодушный Анатолий Рахлин.

Анатолий Рахлин
Анатолий Рахлин

Анатолий Рахлин, тренер-первопроходец:

  • 1969 г. Создал секцию самбо в спортивном клубе «Турбостроитель»
  •  1972 г. Первым из ленинградских тренеров перешёл с воспитанниками из самбо в дзюдо
  •  1985 г. Одним из первых тренеров в Советском Союзе начал заниматься женским дзюдо
  •  1974 г. Организовал первый Всероссийский турнир по самбо среди юношей памяти Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова. С 1975 года по настоящее время этот турнир проводится по дзюдо
  •  1994 г. Первым вывез российских дзюдоистов на стажировку в центр дзюдо Кодокан (Япония)
  •  Первым начал создавать и рассылать в регионы методички на основе своих видеозаписей в центре Кодокан, университетах Токаи и Цукуба (Япония)
  •  1996 г. Организовал первый в России Фестиваль юношеского дзюдо, который проводится в Санкт-Петербурге и по сей день
  •  2008 г. Основал совместно с японским НКО Ясухиро Ямаситы программу повышения квалификации для молодых тренеров
  •  Создал женскую команду по дзюдо клуба «Явара-Нева»
  •  Разработал предложения по систематизации и анализу результатов в женском дзюдо
  •  Предложил наладить регулярные поездки российских дзюдоистов на стажировку в Японию и способствовал их организации
  •  Обеспечил систематический приезд в Россию ведущих специалистов дзюдо Японии и проведение мастер-классов
  •  В качестве вице-президента Федерации дзюдо России посетил большинство регионов страны от Северо-Запада до Дальнего Востока, побывал во всех республиках Северного Кавказа и подготовил конкретные предложения по оказанию целевой помощи в развитии дзюдо
  •  Трижды привёл женскую сборную России по дзюдо к победе в чемпионате Европы, вырастил 5 новых чемпионов Европы в индивидуальных соревнованиях, его воспитанники многократно завоевывали медали на чемпионатах Европы и мира
  •  Первым в сборной России ввел методику раздельных тренировок мужской и женской команд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top