skip to Main Content

Николай Павлов: «Трюковая жизнь продолжается»

Серия публикаций №3 2016

Сегодня в нашей рубрике «Год кино» удивительный человек мастер спорта по дзюдо, тренер, великолепный организатор, актер, каскадер, постановщик трюков Николай Зосимович Павлов. В его фильмографии более 300 фильмов, среди которых Сталинград, Дикий, Пётр Первый, Дорожный патруль, Улицы разбитых фонарей, Спецназ, Агент национальной безопасности, Убойная сила, Шеф, Трудно быть богом, Тарас Бульба и многие другие.

Николай Зосимович Павлов
Николай Зосимович ПавловНиколай Зосимович Павлов

— Николай Зосимович, расскажите о Вашей спортивной карьере, когда и где тренировались, кто тренер, результаты?

Серьёзно тренироваться я начал в 1971 году, когда поступил в институт физкультуры им. П. Ф. Лесгафта. Довольно долго тренировался в «Спартаке», а последние два года перед окончанием спортивной карьеры занимался под руководством Анатолия Семёновича Рахлина.

Как создавался Ваш спортивный клуб, что сегодня он из себя представляет?

 В Курортном районе, в Сестрорецке, под Ленинградом я открыл спортивный клуб, который назвал «Восход». Это был 1975 год. Одновременно с учебой в институте стал работать тренером в клубе. У меня в клубе было много сподвижников, помощников, которые меня замещали меня во время моих выездов на учебно-тренировочные сборы и соревнования. Но всё равно нагрузка была большая, и в институте учился 10 лет. У нас был небольшой зальчик, около 100 квадратных метров, но тем не менее мы нормально тренировались. Потом, когда я уже закончил выступать, мы подружились с Виктором Антоновым и стали выезжать на турниры за границу. Первый выезд на турнир был в польский Гданьск, для нас и для ребят это было, конечно, открытием Европы. И потом постоянно стали выезжать на турниры в Польшу, Германию, Австрию, Швецию, Норвегию. В Финляндию мы ездим постоянно уже более 20 лет, участвуем в крупном турнире, где собираются по 15 стран.

 Турнир «Белые ночи», наверное, один из старейших в стране. Расскажите его историю.

Этот турнир организовал Виктор Антонов, но у него зал был небольшой, и я предложил его проводить у меня в Сестрорецке, в большом зале спорткомплекса «Дубки» По моему, провели уже 27 турниров Белые ночи».

Расскажите, что привело Вас в мир кино?

Году в 1973 я приехал в клуб к Массарскому, где тренировалась организованная им на Ленфильме команда каскадеров. Я начал тренироваться в этой группе, но потом нужно было выезжать на съёмки, в экспедиции, а я в то время был действующий спортсмен. Дзюдо в то время победило кино. Вернулся в группу каскадеров я только через 10 лет. На площади Труда был зал гимнастики, где собирались все любители трюкового кино: тренировались, готовились к съёмкам. Тогда, что бы участвовать в съёмках, нужно было пройти очень серьёзный конкурс каскадёров, который проводился раз в два года. Этот конкурс шел почти месяц, где мы сдавали нормативы по плаванию, легкой атлетике, подтягивания, акробатика, воздушная акробатике, высотные падения с 10 метровой вышки, конная подготовка. Мы не вылезали из конюшни, я там дневал и ночевал, тренировались с утра до вечера. Овладеть конной подготовкой очень сложно, потому, что ты не просто сам делаешь трюк, а должен ещё и лошадь подчинить, заставить её делать то, что надо. А это не просто. Кроме этого, мотоцикл, у нас у всех были куплены кроссовые мотоциклы, и мы тренировались, больше внимания уделяя прыжкам с трамплинов на дальность. Ну и конечно автомобиль: фигурное вождение, заносы,полицейские развороты. Мы были просто фанатами трюкового кино, и тренировались, конечно, очень много.

Начали выезжать на съёмки, много снимались в Крыму. Были времена, жили в Крыму по полгода, и даже от туда выезжали на другие студии, на другие картины. Было очень интересно, правда и травмы получал. Один раз сломал ногу, прыгая с моста на палубу корабля, но даже с гипсом не пропускал тренировок на лошадях. Меня ребята сажали на коня в гипсе, и я скакал, тренировался. Мы были просто одержимы.

Что главное в профессии каскадера? Какие навыки требуются, какие психологические особенности?

Важнейшим значением для каскадера при выполнении трюков имеет психологическая подготовка, потому, что это главное – психика должна быть устойчивой. Профессиональный каскадер начинается от 30 лет, когда уже сформировалась психика.

— Меняется ли профессия каскадера с приходом современных технологий?

Сейчас в фильмах достаточно много компьютерной графики, но профессию каскадера, я считаю, она не заменит никогда. Выполнять трюки в живую, это совершенно другое. Не только мы, профессионалы кино, но и многие зрители отличают графику от исполнения реального трюка. Поэтому профессия каскадера всегда будет востребована.

— Что должен уметь каскадер, кто им может стать? Расскажите про Вашу школу каскадеров, есть ли уже реальные последователи?

  Когда у меня появился шикарный спортивный зал, мы стали его оборудовать и для тренировок каскадеров. Я закупил 6 видов батутов разных, потому, что для каскадера батут, я считаю, один из главных тренажеров, он должен хорошо ориентироваться в пространстве, делая различные пируэты, сальто, фляки. Сделали поролоновую яму, вышку для падений, построили скалодром, разные конструкции для работы на тросах и многое другое. И я открыл школу каскадеров, начали готовить мальчишек для съёмок. Сейчас снимается очень много фильмов о молодежи и подготовленные пацаны очень востребованы. Школу открылась в 2000 году, а сейчас ребята уже стали профессиональными каскадерами, снимаются в кино.

Как бы Вы могли охарактеризовать школы каскадеров разных стран, кто задаёт моду в трюковом кино?

Мы много работаем со студиями и каскадерами разных стран, и я считаю, что наши русские каскадеры лучшие. Наши ребята могут работать с листа, сразу выполнять трюк, делать сложные вещи. Другие так не могут, им нужна большая подготовка

Как поддерживаете форму? Об этом, кстати, ходят легенды.

Хотя мне уже 66 лет исполнилось в сентябре, но я в прекрасной форме, потому, что каждый день у меня тренировка. Не было дня, что бы я не тренировался. Мне 66 лет, а дают 50. У меня своя методика тренировки, которую никому не раскрываю. Тренируюсь строго каждый день. Обязательно бегаю кроссы, потому, что функциональная тренировка имеет большое значение, в кино бывает много темповых трюковых сцен, где нужно иметь хорошую выносливость. Бегаю летом, бегаю и зимой, но лыжи обязательно – на севере живём. Есть такие маленькие секреты, которые выдавать не буду. И очень важное значение имеет правильное питание.

 Над какими проектами сейчас работаете, Ваши творческие планы?

 В настоящее время больше работаю как постановщик трюков, сейчас конкретно веду сериал «Шеф». Сняли уже 12 серий «Шеф 4». Сериал снимается по заказу НТВ, в прошлом году «Шеф 3» был признан лучшим сериалом в стране, мы оказались лидерами, что очень приятно. Конечно, интересно, сложно, приходится много работать не только с каскадерами, но и с актёрами, массовкой, много экшена. Иногда сам делаю трюки, особенно опасные, молодежи не всё можно доверить. Дублирую многих актёров, которые в возрасте, хотя и младше меня. Трюковая жизнь продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top