Наш профессор Алексей Левицкий
- 1.Первопроходец российского дзюдо
- 2.Наш профессор Алексей Левицкий
- 3.Отдам щенка в хорошие руки…
- 4.Евгений Рахлин
Мы беседуем с Алексеем Левицким – профессором кафедры теории и методики борьбы НГУ им. П.Ф. Лесгафта, доктором педагогических наук, почетным членом судейской комиссии ФДР. Недавно он был удостоен Почетного знака «Золотой пояс дзюдоиста
– Алексей Григорьевич, поздравляем Вас с награждением Почетным знаком «Золотой пояс дзюдоиста» за выдающиеся заслуги и большой вклад в развитие отечественного дзюдо! Вы известны нашим читателям как судья. Но это лишь часть вашей жизни? Мы знаем Вас и как писателя, и как педагога…
– Я горжусь этой высокой наградой. Внимательно ознакомился с Положением о награждении и понял, что меня признали «общественным деятелем, политиком, помогающим России стать великой спортивной державой». Это ко многому обязывает. И, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем, кто счел нужным и возможным это сделать!
Действительно, много лет я отдал судейству. Ни минуты об этом не жалею. Это позволило мне глубже узнать дзюдо, посмотреть мир, приобрести новых друзей. Правда, иногда это сопровождалось более чем острыми дискуссиями по поводу принимаемых решений, но это издержки профессии. В 2008 году мне доверили возглавить Коллегию судей Федерации дзюдо России.
Все поставленные передо мной задачи выполнены. Но главным достижением считаю, что в течение уже первого олимпийского цикла нам удалось переломить негативное (если хотите, безразличное, пренебрежительное, предвзятое) отношение к нашим спортсменам со стороны иностранных судей, а в последующем цикле удержать достигнутый уровень отношений. Говоря «нам», я имею в виду руководство федерации, всех моих коллег, принимавших участие в организации соревнований в России, и судей международной категории, выезжавших на соревнования за рубеж.
Теперь бразды правления переданы Владимиру Вострикову, судье Олимпийской категории, члену судейской комиссии Европейского союза дзюдо, который судил и в Лондоне, и в Рио-де-Жанейро, признавался лучшим судьей Европы.
Это настоящий профессионал, авторитетный специалист, любящий свое дело.
А я продолжаю наблюдать за ситуацией уже в качестве члена рабочей группы Министерства спорта по совершенствованию системы организации
спортивного судейства в Российской Федерации.
– Алексей Григорьевич, расскажите нашим читателям, как начинался Ваш путь в дзюдо?
– Когда я впервые вступил на борцовский ковер, о дзюдо мало кто слышал, тем более – мало кто видел. Культовый фильм «Гений дзюдо» появился на экранах в январе 1967 года. А я начал заниматься в далеком 1965-м.
Вот сейчас смотрю на эти даты и понимаю, что не только большинство читателей вашего журнала в это время еще не родились, даже их родителей не было на свете.
Впервые я вышел не на татами, а на квадратный, одноцветный в то время борцовский ковер, и стал заниматься классической борьбой. Которая, кстати, с тех пор поменяла не только название (стала греко-римской), но, как и дзюдо, свое содержание.
Первым своим тренером, который открыл для меня мир борьбы, я считаю Виктора Петровича Махта. Тогда мне было 12, а ему 28 лет, и он после окончания своей спортивной карьеры стал тренировать мальчишек. Высшим его достижением было 1 место на турнире в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Потом Виктор Петрович переехал в Новороссийск, и в зал пришел тренер по вольной борьбе. Так что у меня есть знания, тренировочный и соревновательный опыт и в этой области.
Мне посчастливилось немного потренироваться и у известного тренера сборной СССР по вольной борьбе Виктора Гавриловича Корнилова,
Участник Великой Отечественной войны, он тренировал и чемпиона мира и Олимпийский игр Александра Иваницкого, подготовил чемпиона мира и Европы, серебряного призера Олимпийских игр Виктора Новожилова и Сергея Андреевича Преображенского (который был тренером сборной СССР на пяти Олимпийских играх).
Интересно, что Сергей Преображенский на чемпионатах СССР по вольной борьбе и самбо входил только в число призеров, а чемпионом страны стал по гребле на байдарке-двойке. Хотя… ничего удивительного, так как сам Виктор Корнилов по два раза становился третьим на чемпионатах страны и по классической борьбе, и по самбо, был чемпионом СССР по самбо, но ни разу не входил в тройку призеров по вольной борьбе.
Был учеником Виктора Гавриловича Корнилова и Юрий Петрович Замятин, чемпион СССР и Спартакиады народов по вольной борьбе, с которым меня судьба свела в Государственном дважды орденоносном институте физической культуры имени Петра Францевича Лесгафта. Ныне это Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья, где я продолжаю с удовольствием работать. А тогда Юрий Замятин, уже профессор, возглавлял кафедру борьбы и согласился стать моим научным консультантом по кандидатской диссертации. Причем сам он поступил в институт на кафедру гимнастики, и только на втором курсе занялся борьбой и добился таких результатов.
Да и родоначальник курской школы самбо и дзюдо Михаил Григорьевич Скрыпов – выпускник кафедры… лыжного спорта ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Уместно вспомнить, что и легендарная Елена Петрова пришла в дзюдо уже будучи членом юношеской сборной СССР по метанию копья.
Все эти факты, по-моему, свидетельствуют о пользе многоборной подготовки спортсменов, о разумном подборе и сочетании средств из различных видов спорта.
Потом были занятия самбо и дзюдо под руководством призеров чемпионатов СССР разных лет К.П. Смирнова, В.Н. Лысенко, Н.М. Сердюка, М.Т. Данилина, профессора, д.т.н. Р.И. Сольницева. У меня прекрасная школа борьбы. Спасибо всем моим учителям.
– Как складывались ваши отношения с Анатолием Семеновичем Рахлиным?
– Поначалу эти отношения из-за разницы в возрасте лежали в формате «тренер – ученик» со всеми вытекающими последствиями, и только по прошествии очень многих лет я был признан «коллегой».
Анатолий Семенович сыграл свою роль и в моем становлении как судьи.
Не забываю один эпизод. Шли какие-то не очень значимые соревнования. Я делал только первые шаги в судействе, знаний, умений, опыта не хватало. Борется воспитанник Рахлина, я арбитр. Он, как известно, был очень прямым, принципиальным человеком. А уж когда дело касалось его учеников, бился за них до конца.
И вот, наверное, я принимаю неверное решение и тут же слышу голос: «Судья, наденьте очки!» Поскольку я все время хожу в очках, это показалось как-то вдвойне обидно.
После схватки решил объясниться, долго подбирал слова и начал: «Каждый может ошибиться…» На что молниеносно последовал краткий резкий ответ: «Лучше не ошибаться!» И знаете, как-то с того момента стараюсь не ошибаться.
Здорово, что сыновья Анатолия Семеновича пошли по его стопам и успешно продолжают его дело. Евгений – один из ведущих судей Европейского и мирового рейтинга, председатель коллегии судей Санкт-Петербурга. Михаил – кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер России, среди его учеников не одна чемпионка страны, чемпионки Европы и чемпион лондонской Олимпиады Тагир Хайбулаев.
Братья организовали и ежегодно проводят очень яркий, праздничный турнир памяти отца. На лучших аренах Санкт-Петербурга, с широким представительством команд участниц, великолепной атрибутикой, приглашением почетных гостей.
Кстати и Евгений, и Михаил имеют дипломы нашего Университета им. П.Ф. Лесгафта.
– Вы профессор одного из самых известных вузов страны. Продолжаете готовить педагогические кадры?
– Почти 40 лет преподаю на кафедре теории и методики борьбы. То, что я занимался классической и вольной борьбой, самбо и дзюдо, очень помогает мне при работе со студентами разных специализаций. Тут запутать меня сложно. Я, мягко говоря, в теме. К своим студентам, магистрантам, аспирантам, соискателям, слушателям отношусь с пониманием и, как мне кажется, по-доброму. Иногда приходится повышать тон, принимать неприятные решения, но без этого не обойтись.
Горжусь тем, что многие мои студенты добились выдающихся спортивных результатов: Елена Гущина (первая отечественная медаль у женщин на официальных соревнованиях, бронза ЧЕ), Елена Бесова (первая отечественная серебряная медаль у женщин на официальных соревнованиях, ЧЕ), Елена Петрова (единственная наша финалистка чемпионата мира, победительница Игр Доброй воли, бронзовый призер Олимпийских игр).
Среди моих выпускников и участники чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр – Татьяна Иванова, Наталья Юхарева, Людмила Богданова, Евгений Станев, Евгений Кудяков, Алена Прокопенко, и тренеры сборной страны – Теа Донгузашвили (обладательница медалей чемпионатов мира и Европы, бронзовый призер Олимпийских игр), Максим Пономарев, Сергей Космынин, Владимир Гладченко, и один из зачинателей ветеранского движения, чемпион мира и Европы среди мастеров МСМК, ЗТР Юрий Труфанов.
Среди выпускников нашей кафедры чемпионы мира по самбо Михаил Кокорин, Антон Новиков и Дмитрий Елисеев, чемпионка мира по сумо Наталья Бобкина.
Не могу не отметить шестикратного чемпиона мира по джиу-джитсу Павла Коржавых.
Чемпионка Олимпийских игр по вольной борьбе Наталья Воробьева также окончила кафедру борьбы, а сейчас учится в аспирантуре.
Очень многие остались в профессии и успешно работают во всех федеральных округах и за рубежом. Всех перечислить, к сожалению, невозможно, но всех помню и стараюсь поддерживать контакты.
– Есть ли сейчас среди ваших студентов перспективные дзюдоисты?
– Россия всегда была богата талантливыми одаренными людьми. В настоящее время у нас учатся члены сборных России Наталья Павлова, Галия Сагитова, Дарья Пичкалева, Елизавета Степанова, Ольга Борисова, Александра Хомын.
Если вы обратили внимание, я перечисляю только женские имена.
Это, наверное, сказывается мой пятилетний опыт работы с женской сборной СССР в олимпийском цикле перед играми в Барселоне.
Я был несколько удивлен, когда на отчетно-выборной Конференции ФДР два года назад на слайдах было показано, что на счету наших отечественных дзюдоистов до Лондона было только пять золотых медалей.
Этих медалей семь, потому что и Давид Хахалеишвили и Назим Гусейнов, несмотря на то, что выступали в Барселоне под флагом объединенной команды, всю подготовку прошли в советский период. И заключительные сборы проходили в составе нашей команды, а не по странам СНГ. Я был участником этих событий и такой пересмотр истории, равно как и попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, считаю недопустимым. И солидарен в этом с Президентом нашей страны, который на заседании оргкомитета «Победа» сказал: «Очень важной считаю работу научного сообщества, высших учебных заведений, потому что только объективная, основанная на фактах информация может быть надежной защитой от всякого рода агрессивных дилетантов и от фальсификации истории».
– Вы известны, как соавтор книг «Дзюдо: история, теория, практика», «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным»…
– Вообще, в списке моих научных трудов более 200 опубликованных работ. Там и учебники, и монографии, и учебные пособия…
Что касается книг, которые написаны совместно с Владимиром Путиным и Василием Шестаковым, то первая – «Дзюдо: история, теория, практика» вышла в свет в 2000 году. Следующая – «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» издана в 2002 году. С тех пор в разных вариантах она еще дважды переиздана в России (2009 и 2012). Книги переведены и изданы в Италии, США, Корее, Японии, Китае. Последняя вышла в прошлом году в Германии.
Автором проекта выступил Василий Шестаков. Он мой соперник по ковру, а под моим научным руководством защитил кандидатскую диссертацию.
А в качестве описываемой техники были выбраны излюбленные приемы Владимира Путина, которые он применял в своей соревновательной практике, но может легко продемонстрировать и сегодня. Посмотрите видеофильм, снятый по нашим книгам.
Приятно, что в библиотеке Кодокана находится книга «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным», переведенная на японский язык. Наверное, нескромно, но она известна и востребована.
Два года назад вышел учебно-методический комплекс «Искусство дзюдо. От игры к мастерству» из двух книг (авторы В.В. Путин, А.Р. Ротенберг, Д.А. Черных, А.Г. Левицкий), одна по истории дзюдо, а вторая является пособием для тренеров, родителей и самих маленьких дзюдоистов. В набор также входят карты с рисунками, на обороте которых приведены методические указания, как выполнять упражнения и для чего они предназначены. Для детей картинки очень важны. Великолепное, яркое, красочное издание. Считаю, что принято правильное решение о бесплатном распространении этого набора по спортивным школам.
– На сайте ФДР была размещена информация о награждении Вас орденом Международной полицейской ассоциации (IPA). Что это?
IPA – международная неправительственная организация, которая объединяет более 400 тысяч полицейских и бывших сотрудников 67 стран мира. Имеет статус постоянного представителя в ООН.
«В связи с 65-летием и в знак общественного признания, большого вклада и заслуг в развитии дзюдо и боевых искусств в России, в системе IPA и правоохранительных органах» мне вручена высшая награда – Орден Международной полицейской ассоциации I степени. И редкая, у меня №190.
Я мирный человек, но в начале 90-х прошлого века очень пригодились навыки боевого раздела самбо, традиционного джиу-джитсу, системы Кадочникова и прочие. Я хорошо знаком с различными системами рукопашного боя, член Международной федерации самозащиты, федераций Русского боевого искусства (РОСС), Отечественного рукопашного боя, тесно сотрудничаю с Федерацией Кобудо и Национальной ассоциацией телохранителей.
Преподавал в Университете МВД, по моим программам в то время работали многие школы охранников, телохранителей, частных детективов. Вышли в свет учебно-методические пособия по специальной подготовке сотрудников МВД и налоговой полиции.
Возможно, сказалось и это.
В настоящее время я советник руководителя представительства Всероссийской полицейской ассоциации в СЗФО.
– Что Вы можете посоветовать родителям, желающим отдать своих детей в секцию по дзюдо, в каком возрасте начинать занятия?
– Существует документ под названием «Федеральный стандарт спортивной подготовки». Им должны руководствоваться все тренеры. В настоящее время огромными усилиями ФДР удалось снизить начальный возраст для занятий дзюдо до семи лет. Как известно, существуют группы, практикующие элементы дзюдо, и там занимаются дети 3-4, 5 лет. С моей точки зрения, столь ранняя специализация возможна, но только в щадящих режимах и с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. Главное здесь – правильное построение учебно-тренировочного процесса.
– Не потеряли ли идеи Дзигоро Кано свою актуальность в современных реалиях спорта?
– Я думаю, что если бы профессор Кано оказался сегодня среди нас и увидел современное дзюдо (его олимпийский формат), он бы крайне удивился, потому что создавал нечто иное. Сейчас акценты расставлены иначе, во главу угла поставлены «очки, голы, секунды», борьба за медали и так далее.
Дзигоро Кано говорил, что в первую очередь дзюдо направлено на развитие духа человека, затем идут моральные принципы, оздоровительный эффект (укрепление здоровья, развитие физических качеств) и только потом прикладной аспект, освоение специальных приемов. Сейчас во главу поставлено освоение техники, нацеленность на результат.
Тем не менее, в тех клубах, где работают тренеры, исповедующие истинные принципы дзюдо, воспитательный аспект присутствует однозначно. Таких людей ставится все больше и больше. Философия Дзигоро Кано не забыта.
– Как Вы оцениваете перспективы наших дзюдоистов на Олимпиаде в Токио?
– Судя по вопросу, все уже привыкли, что российская сборная показывает наивысший результат только на Олимпийских играх. К сожалению, мы не слышали гимна нашей Родины на чемпионатах мира после 2011 года. Даже у себя, в Челябинске. Чемпионат мира – это спор сильнейших. Понятно, что выиграть его намного сложнее, но и соревнования эти проходят практически ежегодно, а не раз в четыре года. И если говорить о статистике, то до 2008 года у нас 15 золотых медалей чемпионатов мира, а за последние десять лет их две.
Сейчас прошло кардинальное омоложение тренерских кадров сборной.
В качестве тренеров пришли спортсмены, имеющие огромный опыт выступления на соревнованиях высшего уровня, но с отсутствием профессиональных компетенций тренерской деятельности.
Принципы обучения «Делай, как я» или «Делай, как меня учили» – это прошлое.
Я желаю побед нашим ребятам и девушкам, хочу как можно чаще, вставать под гимн России на соревнованиях!
Но именно сейчас (воспользуюсь словами, которые услышал с трибуны на отчетно-выборной Конференции в 2016 году) это может случиться только «вопреки, а не благодаря…».