skip to Main Content

ДМИТРИЙ ХОДАНОВИЧ: « МНЕ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ  РАЗБИТЬ СТЕРЕОТИПЫ»

Серия публикаций №1 2020

Текст и фото: Борис Бухтияров

Лауреат международного конкурса «Гран-При» (Франция) Дмитрий Ходанович не только виртуозно играет на баяне. Этот музыкант, наверное, единственный в мире, кто добился высоких результатов не только как исполнитель  шедевров академической музыки, но и как борец. Баянист Ходанович – мастер спорта России по джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса, мастер III дана, серебряный и бронзовый призёр чемпионата России, чемпион Москвы, трёхкратный обладатель Кубка Москвы, победитель  международных турниров по джиу-джитсу.

Дмитрий Ходанович

Во время сольного концерта  в Малом зале Московской консерватории восторженная публика оглушила Дмитрия овациями, требуя не раз исполнить на бис любимые композиции.  Полный зал зрителей, гром аплодисментов, море цветов на сцене…  Чего же боле нужно успешному музыканту,  зачем ему борьба джиу-джитсу? За ответами на эти вопросы наш корреспондент пришел на концерт и узнал, как музыка и борьба помогли Дмитрию Ходановичу достичь внутренней гармонии. 

«Я ЛЮБИЛ КАТАТЬСЯ С ГОР НА ЛЫЖАХ»

– Дмитрий, когда Вы поняли, что хотите стать музыкантом?

– Мои родители – музыканты-педагоги. Когда мне было восемь лет, я пришел к папе на урок в музыкальную школу и сказал, что буду заниматься музыкой. В 14 лет я победил на областном конкурсе юных музыкантов, и у меня появилось жгучее желание попасть в класс к выдающемуся наставнику Владимиру Бонакову. Реализовалась эта мечта через два года.

– А спортом когда Вы стали активно заниматься?

–  В школе я был отличником, а физкультура была одним из любимых предметов. В тот школьный период – с восьми до 16 лет – мы с родителями жили в маленьком посёлке Магаданской области. Папа был директором музыкальной школы, мама преподавала по классу фортепиано. На Колыме, как известно, девять месяцев зима, а остальное – лето. Вокруг тайга и небольшие горы-сопки. Я очень полюбил лыжи – кататься с гор и бегать на 10-15 км. Лыжи у меня были деревянные, совсем простые. Каждое утро бегал на них и постоянно участвовал в гонках. Даже соревновался с взрослыми. Практически всегда побеждал.

«МНЕ УДАЛОСЬ ВОПЛОТИТЬ МЕЧТУ В ПОЛНОЙ МЕРЕ»

– Когда Вы увлеклись единоборствами?

– В конце 80-х я посмотрел фильмы с участием Брюса Ли и кинокартину «Гений дзюдо». Я просто загорелся восточными единоборствами, у меня появилась мечта обладать чёрным поясом. По книжкам пытался что-то изучить, но это все была физкультура и теория. А профессионально заниматься единоборствами я начал в 25 лет, когда попал в школу джиу-джитсу и дзюдо к именитому тренеру  Сергею Сергеевичу Крутовских. И в тот момент я не думал, что буду выступать на различных чемпионатах и международных  турнирах. Тем не менее, это произошло, я счастлив, что мне удалось воплотить свою мечту в полной мере.

– А каких Вы достигли успехов в дзюдо?

– Джиу-джитсу и дзюдо – это близкие виды единоборств. Когда меня приглашали на турниры по дзюдо, я с удовольствием  принимал  эти приглашения и выступал достаточно успешно. Я побеждал  на открытом чемпионате Москвы по дзюдо среди ветеранов. В 2015 году друзья пригласили меня в Балатон принять участие в чемпионате Европы по дзюдо среди ветеранов.  Две схватки выиграл досрочно, в двух уступил, но занял седьмое место. Думаю, это неплохой результат для любителя дзюдо.

– Как часто Вы тренируетесь?

—Тренируюсь, как правило, три-четыре раза в неделю: две тренировки в тренажёрном зале плюс  два дня тренировок на татами. Конечно, когда несколько лет назад я решил вновь готовиться к международным турнирам по джиу-джитсу, режим поменялся —  восемь-десять тренировок в неделю. В такие периоды я даже немного оставляю занятия музыкой, чтобы выйти на пик спортивной формы.  В тот момент я преодолел  сорокалетний рубеж, и мне хотелось доказать, что я могу побеждать на турнирах и 20-летних борцов. В борьбе с ними я завоевал три Кубка Москвы в тяжелой весовой категории, победил на трёх международных турнирах по джиу-джитсу.

–То есть перед важными спортивными стартами Вы начинаете больше тренироваться, а перед важными концертами усиленно репетировать?

– Это так. Одно дело – поддерживать форму, другое – подготовка к важному мероприятию.  Например, сегодня после моего концерта  в московской консерватории друзья – дзюдоисты из ЦСКА – сказали: «Дима, твое сегодняшнее выступление на сцене  сродни борьбе на олимпийском татами». Во время важных стартов и выступлений на сцене каждый человек испытывает колоссальную эмоциональную и психологическую нагрузку.  Я не исключение.

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

– Зачем Вам такие траты душевных и физических сил?

– Мне всегда хотелось  разбить стереотип: музыкант не может быть хорошим спортсменом и наоборот. Второй стереотип, который я хочу разрушить:  баян – только народный инструмент для свадеб и застолий.

– Для чего Вам это нужно?

– Когда человек развивается всесторонне, появляется внутренний стержень – уверенность: ты на правильном пути! Ведь недаром говорят: «в здоровом теле –  здоровый дух». Стараюсь этому принципу следовать.

– Но ведь Вы всем уже доказали, что и на сцене, и в спорте Вы в полном порядке…

– Это непрерывный процесс. В 19 лет в моей жизни был один международный музыкальный конкурс. Это тот этап, который необходимо пройти.  В дальнейшем музыкант должен доказывать свое мастерство на сцене, перед слушателями. В музыке я профессионал, а в спорте, даже выиграв четыре международных  турнира, я все-таки нахожусь на любительском уровне. Хотя, конечно, никуда не спрячешь черный пояс, сломанный нос и травмы. Но я знаю, что в спорте есть более достойные ребята, на кого мне необходимо равняться.  Я совмещаю концертную деятельность и выступления на татами, чтобы чувствовать себя гармонически развитой личностью.

– Так что все-таки престижнее для Вас, черный пояс по джиу-джитсу или победа в международном музыкальном конкурсе?

– Здесь нет речи о престиже, здесь есть вопрос:  чего ты хочешь от жизни?  Мне хочется быть полноценным человеком во всех отношениях. Союз Творчества и Спорта дают мне ощущение внутренней гармонии. В нашей жизни, в каждом из нас идет постоянная борьба добра со злом. И ты должен всегда держать равновесие. Как в борьбе! А я же обычный человек и, бывает, падаю. Но жажда жизни, ответственность перед родителями и учителями, перед детьми и семьей – это тот стимул, который заставляет вставать и идти дальше. Как сказал Кано Дзигоро: «семь раз упал –восемь поднялся». Все просто.

– Зачем великому спортсмену пытаться искать себя в чем-то другом?

– Это, наверное, каждый человек решает для себя.  Для одного главное – музыка, для другого – спорт, для кого-то – наука. Для меня человек, который в любом деле достиг мастерства – это уже личность. Просто спорт – это наиболее простой способ приучить человека к дисциплине. Спортсмен должен регулярно тренироваться, следить за питанием, сном. Кроме того, у каждого есть обязательства в жизни: у школьника или студента –  достойно учиться, задача мужчины –помнить о своих близких, чтобы все члены семьи были сыты, одеты, обуты.

«У МЕНЯ НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ СТАТЬ ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ»

– У Вас три сына и три дочери. Ваши дети предпочитают музыку или спорт?

– Старшие начинали заниматься музыкой, но теперь все дети серьёзно увлеклись спортом. Маша – ещё совсем малютка, средняя дочь Катя – кандидат в мастера спорта  по художественной гимнастике, а старшая, Полина, занималась тхэквондо, но сейчас вся в учебе и уже в семейных заботах. Сыновья Егор и Савва – будущие хоккеисты. Старший сын Гриша был призером всероссийских турниров по дзюдо и джиу-джитсу, но страсть к футболу победила: сейчас он профессиональный футболист. Я желаю, чтобы их мечты и цели осуществились. А я всегда рядом.  

– Где Вы теряете больше килограммов собственного веса, во время репетиций или тренировок?

– Прогон всей программы на репетиции или сам концерт соизмерим по потере энергии с тренировкой. Но физические усилия исполнителя не должны быть заметны зрителю, только ощущение лёгкости и свободы, а также особой энергетики музыканта, который через звук и виртуозное владение инструментом передает замысел композитора . А борьба… На соревнованиях ты тратишь энергии и теряешь в весе гораздо больше. Потому что  борьба –  это эмоциональная и физическая нагрузка одновременно.

– У Вас нет сожаления, что если бы не баян, Вы с вашим упорством и невероятной целеустремленность  могли бы стать олимпийским чемпионом по дзюдо?

–  Я счастливый человек и ни о чем не жалею. Те цели, которые я поставил, я даже в чем-то перевыполнил. К тому же у меня не было возможности стать олимпийским чемпионом.

– Поясните эту мысль.

–  Вот, допустим, живет молодой человек в Москве рядом с ЦСКА. И у него есть возможность тренироваться с детства под руководством высококвалифицированных тренеров, а юноша ходит все время мимо спортзала, предпочитая компьютер и PlayStation.  А потом вдруг в 20 лет осознает, что мог бы тренироваться в ЦСКА и достичь спортивных высот. Но уже поздно. В моем детстве такого спортивного дворца рядом не было, поэтому жалеть мне не о чем. Жалеют те люди, которые прошли мимо своего шанса, а я пришел в борьбу к серьезным профессионалам в 25 лет и выложился на полную катушку.

– Или еще не на полную?

– Чуть больше года назад в Эстонии я принял участие в международном турнире по джиу-джитсу. Там мне пришлось побиться с молодыми ребятами, мне сломали нос, но в двух дисциплинах я выиграл золотые медали. После этого я решил немножко остановиться в плане соревнований, потому что психологически и эмоционально я долго восстанавливался. Поэтому как борец я высоких целей пока не ставлю, но уверен, что пройдет немного времени, и они появятся.

– Это говорит скромный человек?

– В свое время я скрывал перед музыкантами, что профессионально занимаюсь спортом,  а спортсменам не говорил, что я профессиональный музыкант. Сегодня на моем концерте в консерватории в зале были и дорогие мне музыканты, и не менее дорогие мне представители борцовского братства, и мой тренер Сергей Сергеевич Крутовских.  Мне не нужно было проявлять ложную скромность, потому что когда идешь своей дорогой, не надо этого стесняться. Ведь мой жизненный опыт помогает другим расширить горизонты – кому в спорте, кому в музыке.

«ТАТАМИ ДЛЯ МЕНЯ БЫЛ СЦЕНОЙ»

– Вам не жалко свои руки? Ведь во время тренировок Вы можете получить травму, которая может помешать виртуозной игре на баяне?

– У меня есть  небольшие травмы, но получены они не на тренировках. Скажу больше, перед вечерним концертом совершенно замечательно утром  провести несколько схваток  на татами, потому что элемент захвата за кимоно настолько развивает гибкость, цепкость пальцев, что это положительно влияет на музыкальную технику.  Кстати, я побывал на мастер-классе великого борца Александра Карелина. Перед борьбой он активно разминался со словами: кисти и пальцы должны быть очень активными, чуткими, цепкими, разогретыми. Все это необходимо и для успешной игры на любом музыкальном инструменте.

– А активные занятия музыкой приносят Вам пользу во время спортивных состязаний?

– Конечно, сценическая закалка мне очень помогла, особенно на моих первых соревнованиях. Потому  что, имея опыт выступлений перед публикой на концертах,  я знал, как справляться с волнением,  как владеть собой, своими эмоциями. Есть много ребят, которые на тренировках прекрасно борются, а на соревнованиях показывают только половину того, что умеют, потому что их «сжигает» волнение. А мне всегда удавалось продемонстрировать  почти сто процентов своего борцовского потенциала, потому что татами на тот момент для меня был сценой.

– Вы рекомендовали бы борцам заниматься музыкой? 

– Я призываю лишь к тому, чтобы у человека  было желание развиваться, чтобы он читал книги, ходил на хорошие концерты, смотрел качественные фильмы, посещал выставки и театры, чтобы каждый из нас не жил в плену стереотипов.  Например, борец Александр Карелин прекрасно эрудирован, великолепно излагает свои мысли, обладает замечательным чувством юмора. Боец ММА Федор Емельяненко – также разносторонний человек.  И таких примеров много. Поэтому задача родителей и тренеров помочь юному атлету  получить максимальный багаж не только спортивных, но и полноценных жизненных знаний. Единоборства – это ведь не только сила, это, прежде всего, интеллект. Каждый борец, даже самый титулованный, должен помнить, что главная цель боевого искусства – найти гармонию души и тела, гармонию с самим собой.

РОДИТЕЛЬСКИЙ БАЯН ИЗ МАГАДАНА
– Баян, с которым я не расстаюсь с 14 лет, везде со мной. Вес инструмента – 20 кг. Это подарок родителей.  В СССР он стоил как хороший автомобиль.  Времена изменились, а соотношение  хороший автомобиль – хороший инструмент сохранилось. Чтобы заработать денег на этот баян, мои родители поехали в Магаданскую область. Они понимали, что на зарплату педагогов им не построить будущего единственному сыну. На севере родители проработали восемь лет и вернулись на Украину, а я в Москве поступил в класс к выдающемуся преподавателю Владимиру Михайловичу Бонакову. Десять лет назад я перевез родителей в Москву к внукам. Я благодарный сын и ученик. А ещё я счастливый папа.

Дмитрий Ходанович

ДОСЬЕ
Дмитрий ХОДАНОВИЧ
Родился в 1972 году в г.Кировске (Луганская область, Украинская СССР).
Представитель академической баянной школы. Лауреат международного конкурса «Гран-При», Франция. Ученик заслуженного артиста России, композитора Владимира Бонакова. Сольные программы в исполнении Дмитрия звучат в Рахманиновском и Малом зале Московской консерватории, Доме-музее Скрябина, Международном доме музыки, на Каннском фестивале русского искусства, во многих городах России и за рубежом.
Мастер спорта России по джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса, мастер III дана, серебряный и бронзовый призер чемпионата России, чемпион Москвы, трёхкратный обладатель Кубка Москвы, неоднократный победитель и призёр международных турниров по джиу-джитсу. Вице-президент Московской федерации джиу-джитсу. Воспитывает шестерых детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top