Владимир Воронов: «Тренер всю жизнь должен расти»
- 1.Джефф Монсон: «Моя мечта — жить в России»
- 2.Владимир Воронов: «Тренер всю жизнь должен расти»
- 3.Музей Якуба Коблева
- 4.Сергей Алпатов: «Спортсмены должны прививаться в обязательном порядке»
- 5.Лариса Кулешова: «Заниматься самолечением не советую»
- 6.Президент федерации – руководитель региона
Автор: Анатолий Осокин
«Он воспитал так много хороших бойцов и достойных чемпионов… Он отличный тренер» – это слова легендарного спортсмена Федора Емельяненко о своем тренере Владимире Михайловиче Воронове. Он был главным тренером еще с юношеских лет бойца. Между тренером и учеником существует такое чувство комфорта, которое позволяет им не отвлекаться на мелочи, сосредоточившись на самом главном – тренировках. Сам Емельяненко раскрывает особенности общения с тренером: «Хорошая атмосфера в команде очень важна для работы и тренировки. Это позволяет сконцентрироваться целиком на самом нужном».
С Владимиром Михайловичем Вороновым мы общаемся в известном сочинском клубе «ПЛОТФОРМА».
– Владимир Михайлович, где сегодня Ваш дом и работа?
– Мы переехали в город Старый Оскол, когда мне было 13 лет. С тех пор, за исключение времени службы в армии, я здесь и живу. Всё это время работаю тренером на Оскольском электрометаллургическом комбинате, сейчас это компания «Металлинвест». На комбинате очень много вкладывают в развитие социальной сферы, имеется свой физкультурно-оздоровительный комплекс, в котором я – заместитель начальника и отвечаю за спорт высших достижений. В нашем ФОКе – 50-метровый бассейн, дворец спорта, СДЮСШОР им. Александра Невского. В школе более 10 тренеров, все они, как и в Самбо-70, наши воспитанники. Директор Андрей Андрющенко – мой воспитанник. Вернулся Женя Львов, он – заместитель директора по спортивной работе.
– Школа специализированная?
– У нас в школе – самбо, дзюдо, смешанные единоборства. Сначала дети занимаются самбо, дзюдо, на определённом этапе даётся ударная техника, а уже потом мы детей просматриваем: у кого есть предрасположенность к боевому самбо. То есть перед тем как начинают заниматься смешанными единоборствами, дети сначала «засвечиваются» в боевом самбо.
– Последнее время всё чаще среди призёров всероссийских соревнований звучат имена белгородских спортсменов.
– Да, был некоторый спад в результатах. Смена поколений тренерского коллектива, я активно работал с Федором, уйдя в смешанные единоборства, и не было времени заниматься спортивным дзюдо. Сейчас подросли тренеры, выстроилась система подготовки, организованы спортивные классы по юношам и девочкам. Тренируемся круглогодично, летом – в лагерях. И пошли результаты. У нас уже есть не только призёры всероссийских соревнований, но и победители первенств России, Европы, мира.
– Принимали участие в решении Федора продолжить бороться?
– Это его личное решение ещё подраться. Мы с ним это не обсуждали, он позвонил, сказал, что хочет вернуться. Всё, что от нас зависит, мы всё сделаем. Тренироваться он начал на сборе у нас в Старом Осколе. Сейчас пашет, как в молодые годы. Подлечил все свои травмы. Ведь когда он завершал, дрался на протяжении многих лет на высочайшем уровне, было много повреждений, множество операций на руках. Сейчас все это зажило, и есть желание драться – это главное.
– Федор как-то изменился за это время?
– Он остался таким же, каким был и раньше. Характер не изменился. Наши отношения не изменились. Наша связь стала только прочнее, потому что мы можем понимать друг друга с полуслова. Я многому учился во время его тренировок. Тренер должен развиваться вместе с бойцом.
– Федерация в Белгородской области объединенная?
– Федерация у нас одна, мы не делим эти два вида спорта, так абсолютно точно проще работать. Где дзюдо и самбо разделяют, там почти всегда идёт раздрай, перетягивание на себя одеяла. Спортсмены сами в процессе работы выбирают вид спорта, процесс чисто рабочий. А бывает, что высокий результат показывают и в самбо, и в дзюдо. Вот, например, Володя Молодых стал в прошлом году победителем молодёжных первенств в тяжелом весе в обоих видах единоборств.
– Как складываются отношения со Всероссийскими федерациями?
– Я последнее время работаю больше с федерацией самбо, а федерацию дзюдо помню по тому времени, когда Федя был в сборной. Всё время какие-то дрязги, споры, что-то всегда происходит непонятное. В федерации самбо такого нет. И там всё понятно сразу: стал чемпионом страны – едешь на мир, стал вторым – на чемпионат Европы. И даже прошлогодний чемпион мира обязан бороться на чемпионате России, отстаивая своё место в команде. Да и помощи от федерации дзюдо на местах нет никакой. Школа работает, тренеры трудятся, пытаются чего-то добиться, а сама федерация ни влево, ни вправо. Тренер, я считаю, этим людям нужно памятники ставить, подбирает детей, начинает работать, тренировать, получая за это сущие копейки. В школах – татами со времён Советского Союза, штанги которым лет пятьдесят. В федерации самбо, тем более, меньше денег, но там президент Сергей Елисеев мотается по регионам, знает, что на местах происходит. Он знает всех руководителей федераций и общается с ними. Денег там, конечно, не хватает, но там есть общение, оказывается помощь административным ресурсом.
– В последние годы бывает, что в руководство федераций «президентского» вида спорта идут случайные люди.
– Это не про нашего президента. Олег Владимирович Лебедев помогал нам, когда еще не был депутатом. А став депутатом Государственной Думы, сменил меня на должности президента федерации. Мы каждый год, в какой-то район области покупаем татами или самбисткие ковры, отправляем за счет федерации команды по самбо и дзюдо всех возрастов на соревнования федерального округа и, соответственно, на финалы России.
– Чем, на Ваш взгляд, отличается современное дзюдо от самбо?
– Мне кажется, из дзюдо сделали балет: это нельзя, то нельзя. Поэтому падает и зрительская аудитория, болельщик просто не понимает, за что наказывают спортсмена, почему он проигрывает. Вот в этом как раз отличие самбо: выходи и делай всё что хочешь: бросай, болевой делай. А боевое самбо для тренера – х вообще отдушина, потому что хочешь бить – бей, хочешь бросать – бросай. Боевое самбо – абсолютно прикладной вид спорта из всех видов единоборств: броски, болевые всех видов, удушающие, ударная техника вся, какая есть – карате, бокс, тхэквондо, кикбоксинг.
– А кто ударную технику ставил?
– Мы с Александром Мичковым, он – боксер, очень много и долго работали. Сам я и по каратэ тренировался и выступал, махал ногами. Проехали по миру, много тренировались в Голландии с местными кикбоксёрами, общались с очень многими специалистами ударной техники. Собирали все это в кучу, строили систему. Тренер всю жизнь должен расти.
Владимир Михайлович ВОРОНОВ Родился 20 мая 1965 года в г. Абакане. Закончил Московский институт физической культуры. Мастер спорта СССР по дзюдо. Тренер-преподаватель высшей категории. Заслуженный тренер России по дзюдо, заслуженный тренер России по самбо. Заслуженный работник физической культуры РФ. Почетный гражданин Старооскольского городского округа Белгородской области. Является тренером по борцовской технике бойца смешанных единоборств Федора Емельяненко. Начал работать с ним, когда Федору было 10 лет, и работает с ним на протяжении всей его карьеры в самбо, дзюдо и ММА.