skip to Main Content

Виктор Антонов: 50 лет в «Факеле»

Серия публикаций №2 2017

Виктор Валентинович Антонов, известный советский, российский педагог и тренер, подготовивший множество спортсменов высокого класса и ещё больше здоровых порядочных граждан нашей страны. И где бы он ни работал, в сборной команде СССР, сборной ведомства или города, всегда, уже почти 50 лет, оставался старшим тренером СК «Факел». Мы задали Виктору Валентиновичу несколько вопросов о его спортивном и педагогическом пути.

Виктор Валентинович Антонов
Виктор Валентинович Антонов

– Мы сегодня радуемся бронзовой медали на Олимпиаде в женском дзюдо, хотя такие результаты были ещё 30 лет назад. Почему практически нет прогресса в стране, столь богатой на традиции и потенциал в женском спорте?

– Прогресс есть, но он идет очень медленно. Я думаю, причин несколько. Вот, например, раньше в сборной работали личные тренеры спортсменок. В моём понимании, личный тренер лучше знает, как готовить спортсменку, учитывая и женскую психологию.  Раньше были сборные ведомств, которые проводили свои первенства и чемпионаты, учебно-тренировочные сборы, активно подключались к сборам национальной команды. Сейчас, по-моему, вообще невозможно это сделать. Очень упала массовость, в том числе и женского дзюдо, причина которого, в первую очередь, сокращение финансирования, что заметно уменьшило количество выездов на соревнования и сборы. Очень усложнилась система присвоения спортивных разрядов, а это всё мотивация для спортсмена.

– Сегодня дзюдо уже во многом не такое, каким создавал его Дзигаро Кано. Как Вы оцениваете эти изменения?

– Убрали хорошие приёмы, такие как «мельница», «боковые перевороты», а изменить дзюдо в лучшую сторону, в моём понимании, не получилось: борьбу не активизировали всё равно. В КАТА, кстати, эти приёмы остались. Сделали так, что оценки «Ваза-ари» не складываются, что тоже, на мой взгляд, не правильно. Раньше оценка «Ваза-ари» давалась за бросок на спину, а сейчас, в том числе, и за бросок на бок. Получается два «грязных» движения против броска на спину могут принести спортсмену победу. Есть, конечно, изменения и положительные, например, кимоно двух цветов: белое и синее. Но большинство изменений, в моём понимании, не в лучшую сторону. Один судья на ковре, мне кажется, тоже не совсем правильно. Не раз наблюдал на соревнованиях картину: судьи за столиком болтают друг с другом, арбитр на татами отвлёкся на секунду, и ошибка в определении победителя схватки.

Виктор Валентинович Антонов с ученицами
Виктор Валентинович Антонов с ученицами

Вы тренировались и работали, наверное, со всеми легендами самбо и дзюдо Ленинграда.  Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?

– Я начинал тренироваться у Владимира Федоровича Романенко – первого тренера, а уже потом перешел к Марку Израилевичу Гиршеву. Он тогда был старшим тренером СКА. Там тренировались Арон Боголюбов, Сергей Суслин, Владимир Покатаев, Владимир Кюллинен, Василий Шестаков, Владимир Путин. С Путиным мы несколько раз боролись, он это хорошо помнит, когда встречаемся, смеёмся: «Победила дружба». Арон Боголюбов мне два броска ставил. Его подхват – просто классика. Он показал мои ошибки при исполнении этого броска. Подхват с падением из стойки, всё это я брал у него. Конечно, на начальной стадии, мне много дали Романенко и Гиршев, причем Гиршев много дал уже по конкретно тренерской работе, например, по оформлению документов. А в сборной много помогал Анатолий Семёнович Рахлин. Я получил от него много советов и на профсоюзных сборах, и в сборной страны, причём на темы, которые молодые тренеры обычно пропускают. Например, он мне подсказывал, что по телефону не договаривайся, подойди лучше поговори лично, так тяжелее тебе будет отказать. Вот такие, простые, на первый взгляд, жизненные вопросы.

В последнее время вы активно занимаетесь продвижением КАТО, с чем это связано?

– Ката нужна для техники. Мы сравниваем последние лет пять спортсменов, которые работают по КАТА, и видим, что у них появилось более четкое проведение приёмов, они стали более вдумчиво бороться. КАТА подталкивает немного по-другому смотреть на приёмы. Если раньше спортсмен, делая спину с колен, просто прыгал бездумно, лишь бы бросить соперника, завалить, то сейчас этот бросок идет совсем по-другому. Те же приёмы, может быть, те же оценки, но техника пошла другая. В моём понимании КАТА нужна обязательно. Начиная с того, что спортсмены начинают грамотно делать поклоны, что со стороны, конечно, смотрится красиво. Мы как-то в олимпийском дзюдо не обращаем на некоторые нюансы внимание, некоторые вещи теряются в современном дзюдо, и они через КАТО возрождаются по-новой. Даже если годик спортсмен позанимается КАТА, он начинает по-другому относиться к дзюдо, он как бы внутренне вырастает.

Но, я считаю, что не совсем правильно у нас до 13 лет Кю, до 15 лет второе Кю, мы снова отстаём от всего мира, где до 11 лет – желтый пояс, до 13 лет – оранжевый пояс, до 15 лет уже 9 техник.

У нас ещё сейчас висят плакаты ката Владлена Михайловича Андреева, мы с того еще времени стали КЮ проводить. Мы с Алексеем Григорьевичем Левицким в городе уже проводили, когда в России ещё ничего подобного не было.

– Виктор Валентинович, вы подготовили огромное количество высококлассных спортсменов, многие из которых пошли по вашим стопам, выбрали профессию тренера. Расскажите о самых успешных из них.

– Более 50 моих учеников выбрали профессию тренера. Работают в городе, в области, за рубежом: в Финляндии, в США, в Германии, в Азербайджане. И работают, надо сказать, вполне успешно, уже у них есть свои ученики – победители и призёры самых престижных соревнований. Например, Ирина Бегунова подготовила более 30 призёров страны разных возрастных категорий. Из них 15 человек – кандидаты наук, 5 – профессора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top