Борис Ротенберг: «Спорт – это моя стихия!»
- 1.Золотой пояс для Игоря Сидоркевича
- 2.Борис Ротенберг: «Спорт – это моя стихия!»
- 3.Многорукая как Будда: юбилей Ирины Емельяновой
Автор: Екатерина Курмачева
ЛИД: В гостях у редакции журнала «Мир Дзюдо» побывал Борис Романович Ротенберг, человек известный и уважаемый в мире спорта.
На протяжении многих лет Борис Ротенберг в качестве вице-президента Федерации дзюдо России и главы Общества спортивных единоборств «Отечество» прикладывает максимум усилий для успешного развития дзюдо и самбо. Благодаря его вниманию, активному участию и поддержке увеличивается число занимающихся, проводится эффективная подготовка сборных команды страны, растут молодые звезды – продолжатели славных традиций.
Но на достигнутом, как известно, настоящие лидеры не останавливаются. В прошлом году Борис Романович возглавил футбольный клуб «Динамо» (Москва), совместно с Российской автомобильной федерацией запустил программу поддержки пилотов SMP Racing.
В связи с новыми назначениями Бориса Романовича мы решили расширить традиционное для нашего журнала интервью о дзюдо глобальными вопросами о развитии современного спорта.
– Борис Романович, 2013 год стал очень насыщенным для Вас. Избрание президентом футбольного клуба «Динамо» (Москва), запуск программы поддержки российских пилотов SMP Racing – и это не считая родного дзюдо и самбо. Как у Вас хватает сил на такие разные виды деятельности?
– Когда по-настоящему хочешь чего-то добиться, то объем работы и сложные задачи только подстегивают. Мне всегда хотелось, чтобы мы гордились достижениями наших атлетов, имели мощную систему физического воспитания, спортивной подготовки. Теперь у меня четыре подшефных направления – дзюдо, самбо, футбол и автогонки. Самбо и дзюдо я занимался с самого детства. В секцию к Анатолию Семеновичу Рахлину пришел в 11 лет и с тех пор провел огромное количество часов на ковре, познакомился с выдающимися атлетами и деятелями спорта, встретил настоящих друзей, получил бесценный опыт. Именно самбо и дзюдо закалили меня, сформировали волю, характер. В автогонки же я влюбился позже – в 1996 году, когда на стадионе имени Кирова в Санкт-Петербурге проводились заезды российского автогоночного чемпионата. Когда смотрел за гонкой, представлял в машине самого себя. Если бы не был дзюдоистом, то, наверное, стал бы автогонщиком. Что же касается футбола, то это народная игра, которую любят все. Безусловно, сейчас очень много работы. Но чем сложнее задачи, тем интереснее. Кстати, со времен занятий спортом у меня всегда насыщенный рабочий график. Мне кажется, этот полезный жизненный навык успевать все особо развит у всех спортсменов, которые изначально привыкают совмещать учебу, спорт, работу…
– Сегодня спорт высших достижений требует колоссальных сил и энергии от атлетов, тренерского штаба, порой не оставляя свободного времени…
– Вы правы. Графики в большом спорте такие плотные, что иногда нашим атлетам месяцами не удается повидаться с семьей. Вспомним подготовку дзюдоистов к Олимпиаде-2012 – в год 300 дней на сборах. Но и результат говорит сам за себя – феноменальная победа в Лондоне. Поэтому для достижения выдающихся результатов, которые навсегда останутся в истории, приходится чем-то жертвовать, отдавать себя без остатка.
– Как Вы считаете, сможет ли когда-нибудь российский спорт обходиться без привлеченных иностранных специалистов?
– Это не самоцель. Напротив, в любой сфере – спорте, промышленности, сельском хозяйстве, науке, технологиях, искусстве, культуре – необходим обмен опытом между странами. Это обязательное условие развития, эволюции. Но очень важно соблюдать баланс – привлекая иностранцев, давать возможность развиваться, впитывать лучший мировой опыт российским специалистам. Именно по такой схеме работаем мы в дзюдо. Итальянец Эцио Гамба – гениальный тренер. И наши Виталий Макаров, Дмитрий Морозов и Хасанби Таов ровняются на него, растут вместе с ним.
– Планируете ли Вы использовать модель развития дзюдо в футболе, гонках?
– Все лучшее из модели развития дзюдо мы перенесем на футбол и гонки. Конечно, у каждого вида спорта своя специфика, которую необходимо учитывать. Но главные векторы развития – это поиск и поддержка юных талантов, сильные управленческое звено и тренерский штаб, популяризация вида спорта в целом.
– Популярность конкретного вида спорта в среде болельщиков не всегда связана с выдающимися результатами атлетов. И наоборот, успехи атлетов не всегда приводят к всенародной любви даже медалеемкого вида спорта… Согласны ли Вы с этим?
– Безусловно, это так. Существуют наиболее любимые – массовые – виды спорта, например футбол, хоккей, с миллионными армиями болельщиков во всем мире, которые только растут, вне зависимости от результатов выступления команд. И наоборот – специализированные, экзотические, национальные виды спорта, собирающие узкую аудиторию «посвященных». В качестве примера «экзотической новинки» приведу шахбокс (совмещение шахмат и бокса). Чтобы вид спорта заслужил всенародное признание и стал по-настоящему популярным, медалей действительно мало. Нужно сделать его более доступным для занятий, открытым, зрелищным, понятным массовому зрителю и просто спортивному любителю. На все это нужно время и ресурсы. Но путь к широкой известности вида спорта необходим. Популярность является залогом массовости, а значит, больше детей приходит в секции и больше шансов найти и вырастить таланты. Поэтому оптимальный вариант, когда вид спорта популярен в массах и имеет целую плеяду героев-чемпионов, которые вдохновляют и подпитывают любовь болельщиков.
– Как Вы оцениваете уровень развития сообщества спортивных болельщиков в России?
– Считаю, что у нас пока не полностью сформирована культура «спортивного боления». Сидение перед телевизором с чипсами и пивом или драки болельщиков на матчах – антипример. Нужна именно культура, основанная на этических принципах поведения болельщиков на спортивных объектах и мероприятиях, уважении ко всем фанатам без исключения, глубоком увлечении спортом. В этом плане могу привести в пример дзюдо – на турнирах царит хоть и эмоциональная, но в целом теплая атмосфера всеобщей поддержки. Вне зависимости от результатов соперники проявляют друг к другу большое уважение, а поболеть за дзюдоистов зрители приходят семьями. Не могу пока порадоваться за общую массу футбольных болельщиков, которые зачастую ведут себя крайне агрессивно. Надеюсь, что постепенно в футбол придет новая волна более терпимых, воспитанных и цивилизованных фанатов.
– Какие виды спорта – индивидуальные или командные – Вам ближе?
– Спорт – вообще моя стихия. Я с равным интересом наблюдаю за состязаниями как в индивидуальных видах, так и в командных. Правда, психотип у спортсменов разный. В индивидуальных видах добиваются высот талантливые одиночки с мощными внутренними ресурсами, обостренным самолюбием. А в командных этого порой мало – нужно чувство локтя, плеча, готовность притушить свои амбиции на благо коллектива. Но все равно всех выдающихся атлетов в любом виде спорта объединяет сумасшедший труд над собой, самоотдача не на сто, а на все двести процентов. И за это я очень уважаю спортсменов, знаю, насколько тяжело достаются победы.
– А как воспитать командный дух?
– Здесь нет точных рецептов и формул. Все индивидуально. Самое важное, чтобы каждый член команды постоянно ощущал мощную коллективную поддержку и чувствовал себя частью единого целого. Причем не безликой и легко заменяемой частью, а необходимой для достижения общего результата. Это как мозаика. Если не достает нужного элемента – пусть и самого малого, – то общую картину не соберешь. И я горжусь, что в российском дзюдо нам удалось воспитать свою «команду мечты» под руководством итальянского наставника Эцио Гамбы. Команду, в которой все друг за друга горой. Приведу пример. На одних зарубежных соревнованиях у российского дзюдоиста возникли проблемы на границе: таможенники необоснованно не желали пускать спортсмена в самолет. Эцио Гамба остался в полицейском участке и сказал, что выйдет оттуда только вместе со своим подопечным. И это подействовало. Именно в такие моменты рождается командный дух.
– Насколько совместимы спорт и патриотизм?
– Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Спорт – та сфера, что позволяет защищать честь страны на мировой арене. Неслучайно на церемониях награждения всегда исполняется гимн страны, за которую выступает чемпион. Поэтому спорт и патриотизм очень близкие, родственные понятия. Некоторые из проводимых нами турниров имеют социальную направленность и изначально сфокусированы на задаче патриотического воспитания молодежи. В числе таких общественно важных мероприятий – Международный юношеский турнир по самбо «Победа». С 2001-го он по традиции проходит ежегодно, в мае, при поддержке Всероссийской федерации самбо и Общества спортивных единоборств «Отечество». Участниками являются команды городов-героев, городов воинской славы и федеральных округов России. Мероприятие посвящено подвигу героев Великой Отечественной войны, памяти миллионов борцов с фашизмом. Хочу отметить, что «Победа» – единственный международный старт для спортсменов младшей возрастной категории, юношей 15–16 лет. Еще одним примером нестандартного формата соревнований является Международный турнир по дзюдо среди полиции и армии, посвященный памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга. За годы проведения турнир приобрел широкую известность не только в спортивном сообществе, но и среди силовых структур разных стран. Ежегодно в числе участников соревнований – десятки команд органов безопасности и правопорядка. Подобные мероприятия выходят за рамки спортивных событий и имеют большую социальную значимость.
Подзаголовок: Блиц-опрос
Что для вас спорт?
– Радость честного соперничества и умение побеждать.
В чем сходство всех видов спорта?
– В конкуренции.
Верите ли в случайные победы?
– Нет, к лидерству приходит тот, кто этого по-настоящему заслуживает.