Андрей Шпанагель
- 1.Партизанский костёр
- 2.Из Сараево с победой!
- 3.Андрей Шпанагель
- 4.«Россия нас поразила»
- 5.Дмитрий Репников: «Дзюдо и наука навсегда в моем сердце»
Я беседую Андреем Шпанагелем
– Андрей Андреевич, расскажите немного о себе.
– Родился 17 августа 1952 года в селе Кемское Казачинского района Красноярского края. Выпускник Красноярского государственного педагогического института. Трудовую деятельность начинал в ДСО «Урожай» в паре с Владимиром Назаровым. Заслуженный тренер России, отличник физической культуры и спорта. Заместитель руководителя Департамента организации и проведения мероприятий по СФО ФДР. Награжден Почётным знаком ФДР «Золотой пояс дзюдоиста». Судья международной категории, лицензия А.
– Как Вы пришли в дзюдо?
– В 1969 году пришел в секцию самбо, стал «юным динамовцем». Вскоре там же начали преподавать дзюдо под руководством заслуженного тренера РФ Альберта Михайловича Астахова.
– Жалеете ли Вы, что вся Ваша жизнь связана с дзюдо, а не с другой деятельностью?
– Нет, наоборот, этот вид спорта дает уверенность, помогает быть собранным.
– Кто для вас кумир в мире дзюдо – спортсмен, тренер, функционер? Или такого нет?
– Тренер – Якуб Комбалетович Коблев. Спортсмен – Владимир Невзоров.
– Что не нравится в современном дзюдо и что Вам хотелось бы изменить?
– Очень часто меняются правила, исчезли многие приемы, которые приносили победы спортсменам за счет техники. Хотелось бы вернуть броски с захватом ног.
– В 21-м веке началась череда изменений правил в дзюдо. Выигрывает или проигрывает зрелищность дзюдо от этих изменений?
– Однозначно, проигрывает.
– Насколько далеко ушло современное дзюдо от традиционного, где во главу угла ставилось воспитание, патриотизм и только потом – техника?
– Думаю, что все же остались и воспитание, и патриотизм, и техника.
– На Ваш взгляд, с какого возраста надо начинать заниматься дзюдо и как должна строиться работа по годам обучения?
– С 6-7 лет до 10 лет – борьба в партере (техника).
– Как Вы думаете, стоит ли посылать ребенка одного учиться в академию спорта или спортивный интернат за границу? Если да – то с какого возраста? Если нет – то какая есть альтернатива развития ребенка в нашей стране на уровне секций, центра олимпийской подготовки, юношеской сборной страны?
– Насчет учебы за границей не могу ответить. А вот иметь спортивные классы, где оказывается поддержка одаренным ребятам, в специализированных вузах было бы очень интересно.
– Можно ли воспитать патриота в профессиональном спорте? И что можно противопоставить «золотому тельцу»?
– Думаю, можно, если спортсмен будет понимать, что государство сможет его защитить (взять, например, случаи с допинговыми скандалами…).
– Почему в современных спортивных залах дзюдо не всегда можно увидеть портрет его основателя Дзигоро Кано и кому это мешает?
– С точки зрения воспитания портрет должен быть. Портрет – это как икона в церкви…
– Как Вы думаете, почему сумо не включено в программу Олимпийских игр 2020 года, которые пройдут в Японии?
– Финансы???
– Учитывая непредсказуемость процессов, происходящих в Олимпийском движении, имеет ли смысл стремиться включить самбо в олимпийскую программу?
– Стремление всегда должно быть.