skip to Main Content

Светлана Галянт о поправках в Конституцию России

Светлана Галянт
Светлана Галянт

Эту рыжеволосую красавицу с Камчатки знают все любители дзюдо и самбо страны. Что неудивительно: Светлана Галянт – восьмикратная чемпионка мира и шестикратная чемпионка Европы по самбо; шестикратная обладательница Кубка мира по самбо; десятикратная чемпионка России по самбо. Неоднократная чемпионка и призёр чемпионатов России по дзюдо, неоднократная чемпионка и призёр турниров серии «Гран-при» по дзюдо, участница Олимпийских игр по дзюдо в Атланте (США) в 1996 году – седьмое место… Перечень ее спортивных титулов и наград можно продолжать очень долго. Столь же успешна Светлана в общественной и политической жизни: она депутат Законодательного Собрания Камчатского края, где курирует вопросы развития физической культуры и спорта, а также темы, связанные с социальной политикой. И все же сердце её принадлежит миру единоборств: дзюдо и самбо!

Вот что думает Светлана Галянт и поправках в Конституцию России:

– Дискуссия о необходимости и возможности внесения изменений в Конституцию России проходила в обществе на протяжении ряда последних лет. И вот в рамках ежегодной пресс-конференции 19 декабря 2019 года Владимир Путин ответил на этот запрос: «Что касается Конституции. Это живой инструмент, он должен соответствовать уровню развития общества. Но я все-таки считаю, что Конституцию нам менять, то есть принимать новую Конституцию, не следует. Особенно в связи с тем, что у нас есть фундаментальные вещи, которые закреплены и которые нам нужно ещё целиком и полностью реализовать. Это касается первой главы. Она, на мой взгляд, является неприкосновенной. Все остальное в принципе так или иначе менять можно».

Президент предложил вынести на обсуждение ряд конституционных поправок, важных для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие
15 января 2020 года была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации в составе 75 человек. В нее вошли члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, известные правоведы, деятели науки, культуры, искусства, руководители всероссийских общественных организаций.

Эта рабочая группа вплоть до 10 марта собирала предложения по внесению изменений в Конституцию со всех субъектов России и от любых представителей гражданского общества. В общей сложности было принято более 1000 инициатив.

14 марта 2020 года, после рассмотрения и одобрения 85 законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, был подписан и обнародован Закон о поправке к Конституции Российской Федерации.

Поскольку любая конституция обладает чертами общественного договора, представляющего собой акт общественного согласия относительно ключевых вопросов общегосударственного значения, президент России установил особый порядок его вступления в силу. Алгоритм, в частности, предусматривает процесс одобрения поправок гражданами России и общероссийское голосование. Изменения в Конституцию России считаются одобренными, если за них проголосует более половины граждан, принявших участие в голосовании.

«Для меня важно, чтобы этот закон о поправках к Конституции вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит, и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в Основной закон, вот что важно… По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксировали свое авторство этого закона. Как люди скажут, так и будет. Если люди в ходе голосования подтвердят, что они поддерживают это, значит, закон вступает в силу и поправки в Конституцию вносятся. Если не подтвердит, то поправки в Конституцию внесены не будут», – заявил президент на совещании рабочей группы 13 февраля 2020 года.
Анализ содержания проекта Закона о поправке показал, что он предполагает наиболее масштабные изменения за весь период существования действующей Конституции РФ. Они затрагивают все элементы публичной власти, способствуют укреплению позиций Российской Федерации в международных отношениях и раскрывают понятие «социальное государство».

В случае принятия предложенного закона изменения будут внесены в 41 статью Конституции Российской Федерации и будут зафиксированы 5 новых статей со значком прим. При этом в ряд статей будут внесены дополнения, впервые ориентированные на регулирование новых общественных отношений.
Условно все предложенные изменения можно разделить на четыре группы:

  1. Укрепление суверенитета и закрепления России на международной арене.
  2. Усиление действия принципа разделения властей и перераспределение между ними властных полномочий.
  3. Изменения общегуманитарного характера.
  4. Изменения социальной направленности.

Поправки затрагивают и конституционный статус президента России, повышая требования к кандидату. На должность президента может быть избран гражданин России, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Всем лицам, замещающим государственные должности, сенаторам Российской Федерации и депутатам Государственной Думы, высшим должностным лицам субъектов, судьям, прокурорам запрещается иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В изменениях общегуманитарного характера отмечается, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, обеспечивает защиту их интересов и сохранение общероссийской культурной идентичности. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей и берёт на себя обязанность по поддержке и охране культуры как уникального наследия многонационального народа России. Провозглашается, что Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды, чтит подвиг защитников Отечества. Умаление подвига народа при защите Отечества не допускается.
Изменения социальной направленности занимают в Конституции особое место.

Подчеркивается, что в Российской Федерации гарантируются уважение и защита человека труда; создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Приоритетом государственной политики России являются дети, обеспечивается приоритет семейного воспитания. В случае, если воспитание детей в семье невозможно, государство берёт на себя обязанности родителей в отношении таких детей.

На правительство Российской Федерации возлагаются дополнительные полномочия – в частности, поддержка, укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей; обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития России, сохранение и развитие её научного потенциала; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, улучшение качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; поддержка добровольческой (волонтёрской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Таким образом, предложения по совершенствованию текста Конституции Российской Федерации носят предметный и аргументированный характер, ориентированы на укрепление российской государственности, усиление действия принципа разделения властей, перераспределение властных полномочий, упрочение позиций палат Федерального Собрания Российской Федерации и усиления их ответственности. Они направлены на более полное вовлечение граждан в управление своим государством и улучшения качества жизни каждого гражданина нашей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top