Сергей Цой

Сергей Цой: «Лучше, чтобы приемы выполнялись в обе стороны»

Продолжаем цикл бесед с Сергеем Цоем, кандидатом педагогических наук, автором системы восстановления и укрепления суставно-связочного аппарата. Благодаря его работе множество спортсменов высокой квалификации вернулись в спорт после травмы. Он также является успешным тренером, подготовившим чемпионок Европы по сумо.

– Сергей Владимирович, хотелось бы поговорить о такой актуальнейшей теме, как проблемы с осанкой. По последним данным, до 90% современных школьников имеют деформации позвоночника в той или иной степени.

– Да, проблема серьёзная. Почти 20 лет я преподаю в вузе и могу точно сказать, что с каждым годом ситуация ухудшается. Приходят студенты (вчерашние школьники) физически все более слабые, у многих проблемы с осанкой, асимметрии тела видны невооруженным глазом. 

– В чем причина нарушения осанки, по Вашему мнению?

– Причин, ведущих к искривлению осанки, много. Некоторые исследованы, о других толком ничего не известно (идиопатические сколиозы). 

На мой взгляд, факторы следующие. 

Начнём с банальных: гиподинамия; отсутствие спортивных занятий; увлечение компьютером и гаджетами; большие учебные нагрузки в школе; неправильное питание; экология и тому подобные.

Есть, конечно, и менее известные факторы. В их числе – стрессы у детей и родителей; дисбаланс мышц-стабилизаторов суставов и их нестабильность, гипермобильность; асимметричные нагрузки в спорте; неоптимальная техника при выполнении приемов; дисбаланс меридианов и другие.

– Расскажите о них более подробно.

– Начнем со стрессов. По нашим наблюдениям, они влияют на мышечный тонус, в том числе и на мышцы-стабилизаторы позвоночника. С одной стороны сустава мышцы слабеют, а с другой – компенсаторно перегружаются, соответственно, происходит дисбаланс и перекос, который приводит к искривлению осанки. 

Исходя из практики, могу сказать, что после устранения психоэмоциональной дисфункции рост ребёнка может увеличиться до полутора сантиметров за 15 минут работы. 

Знаменитая Катарина Шрот, автор гимнастики для лечения сколиозов, говорила: «Прежде чем править тело, надо выправить душу». Совершенно правильные слова, подтверждение которым мы находим в своей работе.

Если суставы ненадёжные, в них нет «упругости» и крепости, это также приводит к мышечному дисбалансу. При «слабости» меридиана мышцы, находящиеся вдоль него, будут также слабыми или в гипертонусе. 

Про тренировочный процесс говорить не буду, профессионалы и так знают, к чему приводит неправильная биомеханика движений в спорте. Могу лишь сказать, что лучше, чтобы приемы выполнялись в обе стороны. Это будет тренировать тело дзюдоиста симметрично, без перекосов. Не секрет, что у борца, имеющего двустороннюю технику, вырастает вариативность тактико-технических действий и увеличиваются шансы на победу. 

– Когда родители обращаются к Вам за помощью?

– Обычно к нам приводят детей, у которых уже есть асимметрии в теле. Но в одном случае родители этого не замечают и приходят к нам с другими жалобами (боли в суставах, нервозность ребёнка, постоянная усталость, низкий уровень энергии, неуспеваемость и прочие симптомы). 

В другом случае, когда не заметить сколиоз уже нельзя (II – III степень и выше), родители приводят детей, понимая, что есть серьёзная проблема, «бьют в набат». Тогда уже симптомы очевидны: боли, невозможность долго сидеть и ходить, ярко выраженные асимметрии (реберные деформации). Как правило, до прихода к нам родители с детьми уже посетили  множество специалистов. 

– Как же не пропустить проблему?

– Чтобы самостоятельно визуально оценить состояние осанки, попросите ребёнка встать перед вами лицом. Посмотрите, симметрично ли его тело: на одном ли уровне и в одинаковом ли положении стопы;  на одном ли уровне левое и правое плечо, кисти рук, верхние гребни подвздошных костей таза; нет ли наклона головы в сторону. Ещё один вариант – посмотреть в динамике: пусть ребёнок пройдет вперед и назад метров пять, а вы приглядитесь, симметричны ли в шаге движения рук, ног. Если вы увидели, что движения не одинаковы, возможно, проблемы уже есть. Насколько они серьёзны – определят более сложные диагностические мероприятия. 

– И что делать в этом случае?

– Нужно смотреть, почему эта асимметрия возникла. Возможно, тело искривлением компенсирует более сложные проблемы. Наш организм просто так ничего не делает. Например, если есть перекос и боль в шее, то, возможно, причина находится не в ней самой, а где-то ещё, например в колене. И тогда проблема в шее – это компенсаторная реакция на дисфункцию колена. Стоит устранить проблемы в колене, и боль в шее сама пройдет. 

– Интересно…. Каков алгоритм вашей работы? 

– Сначала проводим опрос: образ жизни ребенка; занимается ли он спортом и если занимается, то каким; были ли травмы и операции; какое преобладает психоэмоциональное состояние, были ли у кого-то в семье подобные заболевания и так далее. Потом для оценки мышечного тонуса проводим мануально-мышечное тестирование основных мышц. Слушаем пульс. После этого ищем первопричину возникшей проблемы, восстанавливаем мышечный тонус, балансируем меридианы и даем специальные разработанные нами упражнения.

Приведу примеры работы: 

Девочка, 9 лет, сколиоз II степени. Жалобы на постоянную усталость, тяжесть при ходьбе. 

После семи занятий отмечается прилив сил и бодрости, заметные визуальные улучшения осанки и походки, увеличение роста на три сантиметра, повысилась успеваемость в школе (Фото 1 и 2). 

Судя по фото, неплохой результат.

– Сколько времени нужно для коррекции осанки?

– Все зависит от степени тяжести проблемы. В приведённом примере динамика очень хорошая, надеемся, что получится добиться и лучшего результата. Работа продолжается.

При более сложных случаях (III-IV степень сколиоза) работа сложнее, это может занять несколько лет при двух-трех занятиях в неделю и выполнении упражнений самостоятельно каждый день.

Если проблемы несложные и связаны только с мышцами, они решаются относительно быстро. Бывает,  достаточно несколько занятий.  На фото 3 и 4 продемонстрирован эффект, полученный после двух занятий  в случае с нарушением осанки,  обусловленным мышечной дистонией. 

– Спасибо за интересную беседу. Если у наших читателей возникнет желание попасть к Вам на консультацию, как это можно сделать? 

– Пишите на почту – Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В следующий раз мы поговорим о травматизме.

Коротко о главном

Когда близкие к ребенку люди не уделяют серьезного внимания гармоничному  развитию его личности, это не по Чехову: «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» Я бы добавил – «и правильно сформированное тело». К  перечисленным Сергеем Владимировичем  последствиям нарушения осанки  хочу также отметить негативное влияние на психику. Это комплексы, когда ребенок будет бояться раздеваться на физкультуре, ходить в бассейн, в баню, на пляж, так как окружающие увидят его деформированное тело. А в дальнейшем, чтобы уйти от вопросов, разговоров и навязчивого сочувствия, такой человек будет все больше погружаться в себя и искать одиночества. Поэтому не забывайте про тело вашего чада! Чем быстрее вы увидите болезнь, тем раньше наступит выздоровление. Одно из решений проблемы предлагает Сергей Цой.

Вы знаете журнал "Мир Дзюдо"?

Publish modules to the "offcanvas" position.